search
main
0

Думы о стандартах. Петербуржцы предлагают их ступенчатое воплощение

Еще в 2004 году Минобрнауки (МОН) приняло решение о необходимости приступить к разработке нового поколения образовательных стандартов. К процессу обсуждения подключилось и педагогическое сообщество Петербурга. Недавно на базе Санкт-Петербургского общественного института развития школы (ОИРШ) состоялся семинар, тему которого можно обозначить как «Проблемы формирования нового поколения образовательных стандартов». На нем присутствовали помимо представителей петербургской педагогической общественности гости из Москвы: заместитель начальника Департамента государственной политики в образовании МОН РФ Игорь Реморенко и начальник отдела нормативно-методического обеспечения структуры, содержания, технологии и кадров общего образования Департамента государственной политики в образовании МОН РФ Ирина Тараданова.

По словам Игоря Реморенко, тематика образовательных стандартов сегодня волнует всех. С 1991 года, когда была принята редакция Закона «Об образовании», где в статье 7 утверждалась определенная структура образовательного стандарта, прошло достаточно времени, чтобы задуматься: стоит ли сохранять эту структуру? И каким образом приступать к разработке нового поколения стандартов, учитывая, что в марте 2004 года были утверждены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов? Реморенко назвал несколько причин, по которым следует задуматься над изменением структуры стандартов и соответственно над их содержательным наполнением. Прежде всего в стандарт должны быть введены условия осуществления образовательной деятельности. Сейчас в различных регионах дифференциация между условиями осуществления образовательной деятельности и, следовательно, качеством образования заметно нарастает, и введение рамок на осуществление образовательной деятельности должно способствовать обеспечению доступности образования.

Сомнительным также представляется наличие обязательного минимума содержания образовательных программ. Когда этот пункт присутствовал в структуре стандартов 1991 года, процедурой контроля образовательных учреждений была их аттестация. Сейчас, когда ставится вопрос об общенациональной системе качества образования, ситуация с обязательным минимумом уходит на второй план. Кроме того, с 1991 года все образовательные учреждения изменились. В России достаточное количество школьников учится по программам, которые имеют авторский оттенок. Для такого рода программ обязательный минимум не всегда полезен.

Еще одна проблема заключается в появлении в статье 29 Закона «Об образовании» строчки про «дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях». Теперь муниципалитеты могут предъявлять запросы на субвенции на дополнительное образование, однако здесь возникают возражения со стороны региональных финансистов.

Определяющими вопросами на семинаре, как заметил президент ОИРШ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Олег Лебедев, были такие: для чего потребуется разработка новых стандартов? Какие проблемы, существующие в системе образования, должны быть решены с помощью этих стандартов? Что будет важнее: изменить качество образования или обеспечить доступность образования на том качественном уровне, что есть сейчас? Сократить нагрузку, уменьшить цену получения образования за счет здоровья, отказа от других видов деятельности? Обеспечить большую вариативность образования? Стандарт нужен для определенных изменений. Если он не ориентирован на них, тогда нечего его принимать. Эти изменения должны касаться прежде всего получаемых результатов. Но какие образовательные результаты тогда рассматриваются как значимые?

В обсуждении принимали участие партнеры ОИРШ – примерно тридцать школ города, а также представители Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургской государственной академии последипломного педагогического образования. Обсуждающие делились на четыре группы, каждая из которых на итоговом обсуждении предлагала разработку определенных тем. Первая размышляла над задачами разработки нового поколения образовательных стандартов, вторая – над их составом, третья – над соотношением федерального, регионального и школьного компонентов, четвертая – над процедурой разработки, экспертизы и принятия стандартов.

Общий итог подвел Олег Лебедев. Он сказал:

– При работе над новыми стандартами необходимо учитывать то, что уже сделано, и те три тупиковых хода, которые обнаружились в работе над стандартами 2004 года. Первый из них – неопределенность самой процедуры разработки стандартов. Второй – если стандарт будут делать только представители предметно-методического направления педагогической науки, то нового стандарта не получится. Нужны согласования разных общественных, социальных групп, образовательных структур. Третий – попытка совершенствовать предметное содержание дает иллюзорные результаты. Если сопоставить содержание стандартов 1998 и 2004 годов, то найти содержательные отличия можно с большим трудом. Обсуждение позволяет также сделать еще один вывод: нужны документы, которые будут понятны родителям, учителям, управленческим структурам образования и обществу в целом.

Что касается гостей из Москвы, то Ирина Тараданова заметила, что в целом видение проблемы у обеих столиц совпадает. Хотя есть некоторые отличные позиции. В частности, ей показалось интересным предложение петербуржцев говорить не о целом стандарте, а о его ступенчатом воплощении, когда для начальной школы выстраивается стандарт и его составляющая – БУП по предметному принципу, а в основной школе делается переход уже на образовательные области. Оценочные вещи, таким образом, связываются со ступенями образования.

Некоторые выдержки из разработок:

«Задачи разработки нового поколения образовательных стандартов»

Новое поколение стандартов должно сделать общее образование более доступным и одновременно более качественным. Это возможно за счет:

Ц согласования образовательных стандартов по всем предметам, входящим в образовательную область, и согласования образовательных областей между собой;

Ц ориентации образовательных стандартов на достижение новых образовательных результатов, не сводящихся к ЗУНам учащихся (предметные результаты должны быть дополнены межпредметными и надпредметными).

Новые стандарты должны обеспечить оптимизацию учебной нагрузки школьников и одновременно оптимизацию нагрузки учителя. Это возможно за счет:

Ц уменьшения аудиторной нагрузки, но увеличения видов самостоятельной работы школьников под руководством учителя. Например, предусмотреть в учебном плане проектную деятельность школьников. Это позволит сократить число уроков в неделю, но увеличить часы на консультационную работу, тем самым у специалиста-предметника и у школьников недельная нагрузка будет складываться из аудиторных и внеаудиторных часов. Соответственно надо проработать финансовый механизм.

«Состав образовательных стандартов»

Они должны включать в себя: требования к уровню подготовки выпускников (цели школьного образования, цели ступеней школьного образования, общие (надпредметные) требования к уровню подготовки выпускников, требования к уровню выпускников по каждому предмету), БУП, условия (санитарно-гигиенические нормы и правила, требования к ресурсному обеспечению учебного процесса, требования к уровню подготовки педагогического персонала, перечень образовательных услуг, которые должны предоставляться учащимся бесплатно, перечень документов, которые должны быть разработаны на основе стандартов), примерные учебные программы (обязательный минимум содержания образования, который должны усвоить учащиеся, требования к разработке программ по учебным предметам, требования к разработке КИМов, требования к разработчикам КИМов).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте