search
main
0

Думающий потребитель. Формирование финансовой культуры школьников

​У граждан нашей страны нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Вопрос о финансово-экономическом образовании населения является в настоящее время одним из первостепенных. Не обладая базовыми знаниями об институтах и инструментах финансового рынка, люди не могут обеспечить личную финансовую устойчивость, защищенность и безопасность. Поэтому необходимо искать новые подходы к задачам повышения финансовой грамотности учащихся и преподавателей школ, обусловленным коренными изменениями в экономической сфере общества.

Финансовая грамотность – неотъемлемое условие жизни в современном мире. Начинать финансовое воспитание необходимо уже в школе. В этом случае общество получит добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков, которые в жизни смогут чувствовать себя уверенными в плане финансовой безопасности и отстоять свои права в сложных ситуациях.С сентября 2012 года мы вошли в состав экспериментальной группы по реализации мероприятия «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве» подпрограммы «Развитие Москвы как Международного финансового центра на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.», на данный момент координацию и сопровождение которой осуществляет Московский центр технологической модернизации образования (ТемоЦентр).По итогам работы участниками эксперимента разработан учебно-методический комплекс по основам финансовой грамотности. Модуль «Основы личной финансовой безопасности», состоящий из 10 уроков, методических рекомендаций для педагогов, презентаций и финансовой викторины, подготовлен творческим коллективом учителей экономики гимназии №1554 – мною, Татьяной Тушминцевой, Ольгой Куневич, Ольгой Еремеевой, Ольгой Машиной и Светланой Яковлевой в составе данного комплекса.Наши педагоги постоянно находятся в творческом поиске. Для начальной школы совместно с Федеральной налоговой службой подготовлены разработки уроков обучения налоговой грамотности. За время работы у нас сложились определенные традиции в проведении мероприятий по финансовой грамотности: тематические обучающие занятия «Основы личной финансовой безопасности», «Профессии и специализации финансового рынка», семинары для педагогов и родителей, встречи с представителями финансовых организаций, деловые игры, викторины.Особо хочется рассказать о викторинах. Они активизируют познавательную деятельность школьников, пробуждают интерес к освоению сложных понятий финансовой грамотности. Ежегодно в форме общешкольного мероприятия для закрепления и комплексного применения знаний, полученных на уроках, для учащихся 7-х классов мы проводим викторину «История российских денег». Ребята очень довольны такой необычной контрольной работой. Особенности денежной системы России они узнают в игре по серьезным и увлекательным заданиям, проводят расчеты, вспоминают нашу историю, придумывают новый дизайн рубля. А восьмиклассники проверяют свои знания в финансовой викторине «Думающий потребитель». Особенность наших викторин – веселые мультимедийные презентации, в которых вопросы ребятам задают мультяшные персонажи и сказочные герои. Здесь есть всё: и веселые Смешарики, и серьезные ситуационные вопросы, а также первый практический опыт защиты прав потребителя финансовых услуг. Участвуя в викторинах и играх, учащиеся приобретают коммуникативные, деловые, лидерские навыки, которые так пригодятся им в дальнейшей жизни.Использование практико-ориентированных заданий, излагаемых доступным языком и иллюстрирующих реальные жизненные ситуации, позволит показать ребятам важность получения финансово-экономических знаний и дальнейшие варианты их применения. Наличие практического опыта решения простейших задач в сфере потребления финансовых услуг повышает уверенность учащихся в завтрашнем дне, способствует их социализации.Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, инвесторы, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Поэтому для успешного функционирования экономической системы страны и формирования осознанного финансового поведения ее граждан обучение их основам финансово-экономической грамотности целесообразно начинать уже в раннем возрасте, на начальных ступенях образовательной системы.Целью работы по данному направлению является формирование финансовой грамотности и финансовой культуры учащихся.Формирование полезных привычек в сфере финансов с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.Татьяна ТУШМИНЦЕВА, учитель экономики гимназии №1554, почетный работник образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы», лауреат премии Департамента образования Москвы, лауреат конкурса «Грант-2014 в сфере образования»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте