search
main
0

Думать о благе для других Тема “Доброта и гуманность”. 7-й класс

Цели: уяснить сущность доброты; подвести к определению понятий “гуманизм”, “справедливость”, пробудить желание совершать добрые дела.

Эпиграф:
“Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”.
Л. Толстой

Ход урока
Представьте, что у вас появилась возможность изменить что-то в психологии людей. Какими качествами вы бы их наделили?
Ученики перечисляют эти качества. А потом сообща они делают вывод: все эти качества являются проявлением доброты – краеугольного камня человеческой нравственности.
Учитель помогает ребятам сформулировать тему, потом пытаются описать портрет доброго человека.
Предлагается охарактеризовать своего соседа по парте или друга.
Учитель напоминает, что, характеризуя друг друга, ребята часто говорят: “Он добр”, “Он “агрессивен”, “Мои одноклассники равнодушны и пассивны”. Но люди никогда не бывают такими, это одно из самых распространенных заблуждений, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства.
У Льва Толстого есть такие красивые слова: “Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь между тем одним и самим собой”. Как вы понимаете эти слова?
Этот афоризм Льва Толстого можно отнести к каждому из нас. Об этом следует помнить, когда говорим о взаимоотношениях в классе, именно об этом думал писатель, когда писал свою повесть “Детство”.
Некоторые считают, что детство – счастливая пора. Вы согласны?
Учащиеся отвечают, делают вывод: детство – это трудная пора, много проблем, человек впервые узнает и о хорошем, и о плохом. Забавная игра незаметно переходит в серьезные недетские проблемы, решать которые приходится самим детям.
Сюжет повести прост, события будничны, но эти неприметные события тем не менее важны для героя Николеньки Иртеньева, они заставляют думать, страдать. Читателю интересны не события сами по себе, а чувства, которые испытывает мальчик.
Работа с отрывком из повести Л. Толстого “Детство” (см. книгу “Вокруг тебя – мир…”, стр. 74, “Жестокие игры”).
Учащимся предлагаются вопросы:
Как можно распределить роли между мальчиками?
А как объясните вы жестокость поступка Николеньки?
(Мальчик поддался общему настроению в группе, поступил как все, в такой ситуации было трудно контролировать себя).
Таким образом, учащиеся находят первый признак доброго человека:
Добрый человек – владеющий собой человек.
А какими мы видим себя в тех или иных ситуациях? Группа учащихся выполняла задание: нарисовать коллаж на тему: “Карандаш идет по школе”, комментирует свою работу, дает рефлексивные оценки поступков, которые совершают учащиеся.
Придумайте продолжение следующим ситуациям:
а) Мама, расстроившись от непослушания сына Сережи, повысила на него голос, а тот…
б) Коля взял у Сережи из сумки конфеты без разрешения, а Сережа заметил и…
Дети исследуют душевные качества героя – Сережи, пробуют изобразить “текучее вещество” человеческого характера в виде “реки”, “раскрашивая” ее словесными красками: отрывистые берега, вода мутная, течение быстрое (мальчик нагрубил маме), но вот “река” вышла на равнину, вода стала чистой, прозрачной, движение ее замедлилось, берега стали пологими (во второй ситуации Сергей показал себя спокойным человеком, проявил внимание к Коле, поделился с ним конфетой).
К какой воде вы бы хотели подойти?
Делается вывод, что приятно иметь дело с добрыми людьми, которые умеют контролировать себя.
Продолжается работа над признаками доброго человека, используя отрывок из повести “Детство”, отвечают на вопрос:
Какие чувства испытал Иленька Грап? (горе, боль, обиду, несправедливость).
Работа по группам:
1-я группа: отвечает на вопрос “Быть справедливым…”, запись делается на “свитке”, который передается по ряду.
2-я группа: “Быть добрым…” (“Свиток” пускается по ряду)
3-я группа учащихся выполняет задание N 3 на стр. 88 учебника Я. Соколова – 6-й класс.
Вот что получилось у учащихся:
Быть справедливым:
действовать беспристрастно;
искать истину;
поступать по правде;
устанавливать одни правила для всех;
соблюдать закон.
Быть добрым:
быть отзывчивым, душевным человеком;
хорошо относиться к людям;
не совершать злых поступков;
думать о благе для других.
“Свитки” зачитываются, обсуждаются, делается вывод, что и справедливость, и доброта направлены на пользу людям, поэтому добрый человек – справедливый человек.
Задания. В разделе “Прочитайте и подумайте” (стр. 88 учебника) познакомьтесь с отрывком “Орден от врага”, ответьте на вопросы:
За что В. Вернадского наградили орденом Почетного легиона?
Что можно сказать о человеке, совершившем такой поступок?
Идет работа над усвоением понятия “гуманность”, и находится третий признак доброго человека:
добрый человек – гуманный человек.
Спешите делать добро.
Задание в четверках или пятерках. Подумайте, что красивого вы видите в каждом из вашей группы, говорить нужно не о внешних признаках, а о характере. Обведите карандашом на листе бумаги свою ладонь с раскрытыми пальцами, напишите каждому что-то хорошее о нем.
Это задание можно продолжить выполнять на перемене. Подведение итогов, домашнее задание (по выбору).
1. Исследуйте свое душевное состояние в разных жизненных ситуациях, изобразите в виде реки и опишите словами;
2. Подготовьтесь к дискуссии “Быть добрым – невыгодно?”
Татьяна СЕКИРОВА,
учитель граждановедения
Муром

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте