В лицей я тоже пришел из высшей школы, где был старшим преподавателем. Мы с коллегами создавали это учебное заведение. В то время еще не было государственных программ углубленного изучения предметов. Нам самим пришлось их создавать. Особенно профильного обучения. С тех пор так и работаем, продолжаем улучшать.
Я даже написал учебник. У нас есть еще один преподаватель биологии – Татьяна Васильевна Приймак. Вот вместе мы написали новый учебник, который называется «Основы общей биологии и экологии. Растения, вирусы, бактерии, грибы». В обычной школе учебник по биологии начинается с растений, с ботаники. Но суть в том, что наше официальное биологическое образование, я считаю, поставлено с ног на голову. Дают сначала отдельные организмы. И только в 10-м классе начинают объяснять, что такое жизнь и как протекают процессы. Дети к этому времени все забыли и все воспринимают отдельно. Младшие не понимают, почему происходят все эти изменения в организме. А старшие уже забыли все, что прошли.
Поэтому мы сначала даем основы общей биологии на доступном уровне для шестиклассников. Они изучают все эти процессы. А потом уже подходим к обучению по отдельным системам. Детям это уже легко. Сейчас через этот учебник «прошло» уже несколько классов. Есть даже выпуск один целиком. Детям легко было учиться. Они все прекрасно понимали, осваивали. Не было никаких проблем. А вот когда к нам приходят на профиль в 10-й класс из других школ новенькие ребята, то им тяжело. Наши-то дети все аспекты уже знают. У нас другая система образования, поскольку мы сразу их готовим учиться не как в обычной школе: прочитал – пересказал. Это примитивно. Мы учим так: прочитал – ответил на вопросы – выбрал главное – разобрался с терминами. То есть учим изначально находить главное. Находить! То есть вот цель и задачи, которые перед вами стоят. Найдите главное. И не запоминайте все подряд. А то ведь как? Дети просто воспроизводят учебник и на третий день уже ничего не помнят. А вот когда ученик помыслил, поискал, у него знания закрепляются. Поэтому в лицее нет учеников, которые балуются на уроках. Некогда! К тому же у нас, конечно, хорошо замотивированные на учебу, целеустремленные дети. Я получаю огромное удовольствие от своих учеников.
Урок строю по-разному. Вначале было тяжеловато, в вузе-то пришел, лекцию отчитал, ушел. Здесь на уроке надо все время создавать условия для того, чтобы дети думали. Высказал мысли, задаю наводящие вопросы. Если не могут ответить, показываю ту цепочку, как надо связать и раскрыть. Через несколько уроков дети эту цепочку улавливают. И тянут руки для ответа. Они уже поняли модель, и работать становится легко. Классы все, конечно, разные. И я подстраиваюсь под каждый. У одних тема хорошо проходит, у других она же – со скрипом.
Кроме того, я увлекаюсь психологией. Да, исследовательская лаборатория у меня по экспериментальной биологии, но я веду и психологию. Исследуем ребят по типу восприятия. Психология ведь ответвление от биологии. У нас есть психолого-социальный класс. Одна дипломница исследовала индивидуальные психологические и антропометрические особенности учащихся профильных классов. Она посмотрела, чем отличаются ученики разных профилей друг от друга. Действительно отличаются! Ассиметрия полушарий у них разная: левополушарных больше в физмате, правополушарных – в социальном классе. И биохимики – это серединка на половинку. Тип восприятия у них тоже разный, даже узор на пальцах. Очень интересное исследование! Много разных исследований мы проводим с детьми. Экологические исследования, например, очень интересные есть. Тем более что сейчас мы получили новую лабораторию с оборудованием. И мы уже начали в этом году проводить исследования, причем начиная с 7-го класса.
Они пока еще не очень сориентированы на исследовательскую деятельность. Конечно, мы проводим с ними полевую практику. Мы создали методические рекомендации по выполнению полевых практик. Уже 16 лет подряд мы проводим биолого-экономические практики. Дети летом выезжают за город. Смотрим, исследуем. По результатам практики они осенью выполняют исследовательскую работу. Потом выступают на малых конференциях «Первые шаги в науку». Когда ребенок что-то сделал сам, хоть маленькое исследование, он уже почувствовал, что может анализировать, делать выводы! А это самое главное. Дипломные работы наши ребята пишут начиная с 9-го класса, то есть в течение трех лет. В 11-м классе основательно проводят какое-то исследование с математической обработкой. И пишут дипломы. И защищают как в высшей школе.
Наш лицей дает систему знаний. Но за этой системой – способы конкретной деятельности. То есть мы создаем условия, чтобы дети думали и творили руками. Школа сегодня должна сориентировать ребенка на какую-то деятельность. Мы даем нашему выпускнику свидетельство лаборанта-исследователя.
Две мои дипломницы изучали дикорастущие растения Троицка. И мы хотим выпустить справочник, поскольку последние данные по городу за 1952 год профессора Уткина уже устарели, многих растений больше нет, появились другие. А еще мы с детьми обратили внимание, что вышла «Красная книга Челябинской области». Растений, о которых там написано, практически уже нет. Поэтому мы готовим с детьми новый справочник по растениям. Мы теперь не только гербарий собираем, но снимки делаем цифровой камерой.
Комментарии