В последнее десятилетие в России активное развитие получила образовательная технология «Дебаты». Как выясняется, свое место эта методика находит и в системе работы с молодежью.
Дебаты – структурная дискуссия – ведут свою историю от античной цивилизации, прославившейся такими великолепными ораторами, как Демосфен и Цицерон. В XX веке в странах Западной Европы и Северной Америки получила распространение одноименная образовательная технология.
Дебаты представляют собой четко структурированный, рационально организованный спор между двумя командами на одну из актуальных тем, который направлен на убеждение в собственной правоте не противника, а третьей стороны (зрителей, судейской коллегии). В этом смысле дебаты похожи на судебный процесс.
Технология «Дебаты» представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития человека, формирования качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. В процессе поиска аргументов участники дебатов знакомятся с новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию, логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию, выслушивать собеседника, работать в команде. Иными словами, дебаты способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, критического мышления.
С 1993 года активную популяризацию новой технологии в странах Восточной Европы, а с 1994 года – в России, ведет Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). В этих целях в 1998 году создана International Debate Education Association (IDEA). Наша страна тоже член ассоциации, есть в ней тьюторы и дебатеры из Ивантеевки. Продвижением дебатов в Московской области занимается Ивантеевский центр образовательных технологий.
Основные принципы дебатов:
Обучение. Участие в дебатах призвано обогатить образование, поэтому первое предназначение игры «Дебаты» – обучение. Оно имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили неправильную цель. Почему обучение важнее, чем победа? Желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приемы. А если вы не будете использовать недозволенные приемы, вы проявите свой характер и приобретете уважение окружающих. Единственная цель – победа.
Честность. Честность – стержень дебатов. Если вы приняли первый принцип, второй – честность – вам будет легко принять. Если для вас действительно обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то и мотивов для подтасовки аргументов будет меньше. Задача участников дебатов – быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда быть честным – значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ «я не знаю» на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции. Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку впоследствии вы благодаря своей честности больше узнаете и лучше разовьете свои способности. Вас будут уважать и судья, и ваш оппонент. В конце концов вы поможете другим, которые тоже ищут истину.
Уважение. Дебаты касаются идей и их столкновений, а не личности участников. В столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. Если вы их не принимаете, то вам лучше не участвовать в дебатах.
У нас дебаты проходят на двух уровнях: школьном (так называемый формат Карла Поппера) и студенческом (американский парламентский формат).
Школьный формат – подготовительный к парламентскому. Он появился позже, чем американский, и имеет более жесткий регламент. Парламентские дебаты представляют собой живую и активную дискуссию, в которой участвуют две команды: правительство (премьер-министр и член правительства) и оппозиция (лидер оппозиции и член оппозиции). Правительство в рамках заранее заявленной темы выдвигает свой законопроект, обосновывая необходимость его принятия, оппозиция же объясняет, почему палата (судейская коллегия или весь зрительский зал) ни в коем случае не может поддержать эту правительственную инициативу. Выигрывает команда, которая, по мнению судей, была более убедительна в аргументации и доказательстве своей позиции.
Развитие программы «Дебаты» в Ивантеевке идет по линии внедрения образовательного потенциала этой методики в процесс обучения в школах. Дебаты способствуют развитию критического мышления, толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде, а ведь именно эти человеческие и деловые качества так нужны любому современному человеку.
Ольга ПОПЕНКОВА, директор Методического центра, Ивантеевка
Комментарии