Человек, когда-либо бывавший в школе, от слова «перемена» обычно вздрагивает, ведь это шум, гам… А что, если перемена – это Лего, шахматы и головоломки? Думаете, так не бывает? А вот и нет! Бывает!
Это обычная перемена в обычной московской школе, но в необычном классе – обучающемся по программе «Эффективная начальная школа». А в самом классе – парты, поставленные по кругу, доска, исписанная примерами, макеты Солнечной системы из пластилина и картона и английский алфавит. Но главное отличие в том, что в первый год обучения ребята проходят программу за два класса. С сентября по декабрь они ученики первого класса, а после новогодних праздников – уже второклассники.
Кого же берут в такой класс? Всех, кому на 1 сентября исполнилось 7 лет и кто успешно справился с заданиями независимой диагностики. И, конечно, при этом необходимо быть мотивированным, собранным и здоровым, любить и хотеть учиться. Кроме того, родители таких учеников должны быть готовы поддержать своих детей, помочь и направить их, если нужно.
В нашей школе можно учиться и по обычной, четырехлетней, программе, выбор за родителями. И очень важно, что этот выбор есть! Вот что написано на официальном сайте нашей школы: «Проект «Эффективная начальная школа» позволяет освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников». Эффект достигается не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса.
Дети, даже с повышенными способностями, разные. Кто-то любознательный от природы, кто-то любит учиться, ходит в группу раннего развития и сам уже читает книги, кто-то с удовольствием занимается с родителями, кто-то любит смотреть познавательные фильмы. И все они кандидаты в наш класс по программе «Эффективная начальная школа», потому что у этих детей есть интерес к учебе, мотивация и способности.
Психологи и методисты регулярно ведут спор о том, надо ли дифференцировать программы, создавать условия для дополнительного выбора маршрута обучения. Мы считаем, что надо обязательно! Появление проектов, подобных «Эффективной начальной школе», позволило сделать образовательный процесс более комфортным и эффективным именно для тех учеников, которые в своем развитии несколько опережают сверстников. И надо сказать, что именно эту программу выбирают многие родители.
– Я очень довольна программой «Эффективная начальная школа», по которой учится мой сын, – поделилась впечатлениями одна из мам наших «эффективных» первоклассников. – Конечно, она, я думаю, подходит не всем, потому что уроки очень насыщенные, домашние задания есть, но для моего ребенка это то, что надо. Он не только с удовольствием ходит в школу, делает уроки, но и по выходным просит задать ему еще задачи посложнее.
Индивидуальный подход – основная составляющая учебного процесса. Поэтому московская школа предлагает интенсивную программу «Эффективная начальная школа», чтобы не допускать ситуаций, при которых мотивированные ученики начинают скучать на уроках. Продолжением эффективной «началки» являются программа «Математическая вертикаль», программы профильных инженерных, IT- и академических классов.
Особое и, пожалуй, самое важное место в образовательном процессе подобных программ занимает учитель. И ведь далеко не каждый педагог способен справиться с задачей стать «эффективным» учителем – мудрым, добрым, понимающим, безупречно владеющим материалом, индивидуально подходящим к каждому из ребят, обучающихся по программе «Эффективная начальная школа».
– Я, честно говоря, не сразу решилась на преподавание в классе по новой и к тому же достаточно интенсивной программе, – рассказала Марина Викторовна Клещева (учитель, работающая по программе «Эффективная начальная школа»). – Но результаты просто поражают. Ребята моментально схватывают все, что я им говорю, задают интересные вопросы и, представляете, радуются сложным задачам! И я понимаю, что всегда должна быть готова ответить на любые вопросы ребят. Расслабиться нельзя ни на денек.
Составить учебный план, распределить нагрузку, сделать урок интересным и эффективным, безусловно, необходимо, но не менее важно организовать для таких ребят отдых, придумать интересный и полезный досуг. В нашей школе регулярно устраиваются различные интеллектуальные и подвижные игры и конкурсы, замечательным эффектом обладают занятия театральной деятельностью, походы в театр, кино, музеи, выезд на природу. Одним словом, отдых и досуг для всех ребят, а особенно для тех, кто справляется с повышенной нагрузкой, очень важны.
Проект «Эффективная начальная школа» очень нужный, это не только «даешь пятилетку за три года», это своего рода кузница победителей конкурсов, олимпиад, а возможно, и будущих нобелевских лауреатов.
Татьяна ШКУЛАНОВА, учитель начальных классов школы №293 имени А.Т.Твардовского
Комментарии