search
main
0

Думай о себе! СМИ против брака

Стать родителем с рождения невозможно. Родительство, как профессионализм, должно шлифоваться годами. Но как готовить старшеклассников к родительству? Умеют ли делать это школа, общество, семья?

По мнению Бориса ТИТОВА, доктора педагогических наук, профессора, декана факультета культуры семьи и детства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, сегодня роль куратора, наставника в семейных, родительских отношениях берут на себя средства массовой информации.

– Для юношеского возраста актуальны две проблемы. Первая: кем буду? А также, поскольку обязательно по программе природы мы в очередной раз влюбляемся в возрасте с 16 до 18 лет, второй является проблема формирования себя как семьянина, поэтому все, что звучит в классе, на улице, по телевизору, молодой человек воспринимает сквозь призму этой проблемы. А что несет телевидение, которое играет огромную роль в формировании семьянина? Что отношения между юношей и девушкой – это секс. А секс – это грязная, скотоподобная составляющая жизни человека («Дом», «Дом-2»). Существуют дискуссионные программы («Пусть говорят»), старающиеся затрагивать темы семейных отношений, но позитивно обсуждать в них темы материнства и отцовства не принято. Поэтому, на мой взгляд, общество посредством СМИ готовит молодых людей к семейной жизни, но готовит извращенно, давая неверное представление о семье, о любви, о браке, о сакраментальном нежном отношении мужчины к женщине. Телевидение активно, негативно призывает детей к тому, чтобы они не выходили замуж, не женились.

Тема подготовки к родительству оказалась не только животрепещущей, но и дискуссионной. К примеру, Ольга СТОЛБОВА, учитель математики лицея №129, убеждена, что не СМИ формируют в молодых людях родительские навыки, а тот опыт, который ребенок получает в семье.

– У меня на данный момент в классе 50% детей имеют неполные семьи. Как, скажем, девочка может смотреть на свою будущую семейную жизнь, если мама говорит про отца нелицеприятные вещи? В этом случае никакая позитивная позиция по поводу организации своей собственной семьи сформирована быть не может. Не важно, в каком возрасте, но основное дети впитывают в семье. Если ребенок не получил положительный опыт, если не понимает, что семья – это хорошо, что там его ждут и понимают, есть тепло и забота, то что бы ни говорили СМИ, ситуация не изменится. Увы, институт семьи сейчас утрачен. Поэтому мы с детьми начиная с пятого класса говорим именно о семейных традициях, что хорошего есть в каждой семье. Я считаю важным результатом то, что после проделанной работы 50% мальчиков-десятиклассников ценят в девочке то, что она должна быть заботливой, хорошей матерью. Причем половина девочек тоже считают, что главное для них – быть хорошими матерями.

– Есть в подростковом возрасте доминанты, на которые нам следует опираться, – это эгоцентризм и стремление к романтике, приключениям, красоте, и если мы будем говорить о влюбленности, о красоте этих отношений, о бережном отношении к матери, девочке, к семье, то можно многое изменить, – считает Наталья БУЛЕНКОВА, педагог-психолог «Школы гармоничного воспитания» Дворца творчества юных Петроградского района. – Показательно, но подростки хотят романтических отношений. Я говорю это из опыта, поскольку наша школа работает 16 лет, и в течение 10 лет работает программа «Психология семейных отношений», а также на ее основе мы разработали элективный курс в 10-11-х классах, который с успехом используется в школах. Но в то же время мы поняли, что легче работать с подростками и трудно работать с родителями. Вот такие интересные цифры. Недавно у нас прошел опрос: как проводят родители досуг со своими детьми? Выборка составила 71 человек. «Не общаются вообще в течение дня» – 4, 3%, «3 минуты за едой» – 11, 2%, «10 минут» – 9,8%, «один час» – 26%, «более одного часа» – 50%.

Как замечает Светлана ПЛАТОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, касаясь в целом подготовки к семейной жизни, психологи констатируют, что более значимым сегодня для влияния на мировоззрение ребенка являются СМИ, а не образовательные учреждения. Правда, семья все-таки остается на первом месте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте