Дума – о сельской школе
Подмосковье – сердцевина России
Проблемы эти стоят в Подмосковье очень остро, особенно если речь идет не о городских детях, а о сельских мальчишках и девчонках.
С вопроса Олегу Михайловичу БОРИСОВУ, как живется сегодня сельской школе, началась наша беседа с председателем комиссии по проблемам науки, образования и культуры Московской областной Думы.
– Ситуация не так плачевна, как принято думать. Мой избирательный округ как раз сельский – Раменский район. По данным районной комиссии, готовность учебных заведений к новому учебному году была определена как 100-процентная.
– Какую проблему вы считаете самой тревожной на сегодняшний день для сельского учительства?
– Самый больной вопрос – кадры. Снижение оттока педагогических кадров и одновременно повышение уровня педагогического мастерства работающих ныне учителей – задача сверхсложная.
Депутаты Московской областной Думы это прекрасно понимают. Администрация всех уровней – тоже, только вот трудно латать “тришкин кафтан” бюджета. Но и сказать, что проблемы учителей никак не решаются, нельзя. Сейчас разрабатывается порядок индексации заработной платы педагогов. Индексация необходима, пусть она осуществляется раз в квартал, но регулярно.
– Насколько нам известно, положение учителя в селе кое в чем даже полегче, чем в городе, – он получает 25-процентную надбавку к зарплате, учеников в классах поменьше… Да и огороды, свое хозяйство, которые худо-бедно всегда прокормят.
– Да, надбавки у сельских учителей есть, но и работают они в более сложных условиях.
Свое хозяйство, конечно, кормит, но, представьте, каково, отработав в школе, идти в огород, обихаживать скотину, носить воду из колодца… Я-то это все прекрасно знаю – сам в деревне вырос. Тяжелый крестьянский труд, с одной стороны, а с другой – учитель на селе по-прежнему авторитет непререкаемый. Все на тебя смотрят, идут за советом, попробуй тут оплошай, надо марку держать!
– Отличается ли, на ваш взгляд, уровень подготовки детей городских и сельских?
– Вы даже сами не подозреваете, какой больной вопрос задали! Искренне убежден, что потенциал сельских ребятишек нисколько не ниже городских. Но, конечно, стартовые возможности разные. К услугам юных горожан библиотеки, музеи, репетиторы, различные кружки и центры – все то, чего сельские дети порой лишены или имеют в недостаточном количестве.
Руководство Московской областной Думы предпринимает многое, чтобы сократить этот разрыв. Недавно в подмосковном Подольске торжественно вручались дипломы первым выпускникам сельскохозяйственного училища, в котором ведется обучение по совместной российско-финской программе с участием финских специалистов.
Нашим ребятам предстоит доказать или опровергнуть право на существование таких программ. А пока, если говорить откровенно, результат неизвестен. Ведь у новоиспеченных фермеров нет ни земли, ни капитала, чтобы начать свое дело.
Отдельно надо говорить о досуге. Мы прекрасно знаем, какое бесцеремонное и назойливое внимание проявляют приватизаторы к обьектам культуры, и особенно в селе. Зачастую закрываются клубы, библиотеки. Приметы цивилизации негородской ребенок видит лишь в киоске, набитом спиртным с яркими этикетками да жвачками, а дома, включив телевизор или видеомагнитофон, получает новую порцию видеожвачки. Вот и становись тут Ньютоном!
– В активе комиссии, которую вы возглавляете, целый ряд жизненно необходимых для развития образовательной системы Подмосковья законопроектов. Хотелось бы услышать о них.
– Готовится Закон Московской области “Об образовании”. Он конкретизирует федеральный Закон с учетом особенностей нашего региона, а мы никогда не забываем, что для России Подмосковье – сердцевина, именно она должна стать образцом нового подхода к вопросам образования, учитывающего все требования времени.
Принципиальным положением будущего закона станет определение минимума необходимого финансирования на каждого учащегося, что сейчас жизненно важно. Предусмотрены также значительные социальные гарантии для педагогов и ребят. Среди них, например, те, что давно имеют работники ряда бюджетных сфер: разовые доплаты по уходу в очередной отпуск, так называемые “лечебные”.
Совсем недавно областная Дума рассматривала Закон “О государственной молодежной политике в Московской области”. Трудно переоценить его значение, ведь 40 процентов трудоспособного населения Подмосковья как раз и составляет молодежь. Закон дает дополнительные гарантии социальной защиты молодежи, большое внимание уделяется в нем организации и поддержке детских и молодежных центров.
Большим достижением комиссии считаю также инициирование разработки очень важного нормативного документа – положения, касающегося работы специализированных судов для подростков. Детская и подростковая преступность возросла, борьба с ней должна вестись по различным направлениям, одно из них – приведение судопроизводства в соответствие с международными правовыми нормами.
– А теперь представьте такую картину: на прилавке маленького подмосковного магазинчика разместились незамысловатые изделия, изготовленные руками местных старшеклассников на уроках труда. Носовые платки, детские трусы, деревянные рамки для фотографий… Вершиной мастерства их, конечно, не назовешь, но сделано старательно. Покупатели берут этот товар в основном за дешевизну. Часть дохода идет магазину, а остальное – в школу. Там этот остаток делится между карманами несовершеннолетних производителей и копилкой на нужды школы. Суммы, как вы понимаете, копеечные.
Но и с этих “детских” прибылей взимаются вполне “взрослые” налоги. Продукция юных швей-мотористок и столяров приравнивается по своим товарным свойствам к той, что выходит с конвейеров заводов и фабрик.
– Согласен с вами. И именно стремлением хоть немного улучшить материальное положение школ Подмосковья вызвано появление проекта Закона Московской области “О предоставлении налоговых льгот образовательным учреждениям, имеющим доход от реализации продукции собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг”, внесенного на рассмотрение депутатов областной Думы. Те, кто внимательно читал Закон “Об образовании” Российской Федерации, согласятся, что хотя некоторые налоговые льготы образовательным учреждениям и вводятся, но реинвестирование доходов в результате их учебно-производственной деятельности четко не определено. Более того, формы учета и отчетности по применению налоговых льгот не работают, и механизм их действия до конца не определен. Предлагаемый законопроект как раз и вносит определенный порядок в эти вопросы.
Цель закона – поддержка и стимулирование образовательных учреждений на увеличение выпуска продукции в собственных мастерских с использованием учебной и производственной базы, в том числе земли.
Практически во всех статьях законопроекта есть формулировка: “производство продукции, предусмотренной уставом”. И если местные органы власти будут внимательно следить за выполнением уставов школ, это и будет лучшим контролем. Речь идет об уставной деятельности образовательных учреждений, и никакие структуры, отпочковавшиеся или присоединившиеся к нему – будь то кооператив, фирма, товарищество, – под данный закон не попадают. Повторюсь: льготы будут предоставлены только образовательным учреждениям, которые в собственных мастерских силами педагогов и учащихся выполняют какие-либо производственные работы и выпускают продукцию.
Предположительно закон вступает в силу с 1 января будущего года.
– Вы не понаслышке знакомы с организацией системы образования за рубежом: так ли безнадежно отстали мы от Запада?
– Однозначно ответить на ваш вопрос не могу. Есть позиции, по которым действительно серьезно отстаем. В первую очередь это финансирование, обеспечение наглядными пособиями, компьютерной техникой, социальная защищенность педагогов и учащихся (естественно, речь идет о высокоразвитых странах). Однако по целому ряду направлений мы ни в чем Западу не уступаем, а в чем-то и превосходим его.
Квалификация наших педагогов не ниже, об этом свидетельствуют итоги различных международных олимпиад. Более 300 подмосковных учителей стали обладателями престижного гранта Сороса, что свидетельствует о высочайшем профессионализме. Кстати, среди них немало сельских учителей.
А главное – педагоги, социологи, психологи развитых стран во весь голос начинают говорить о вреде, который наносят личности и обществу излишний прагматизм и индивидуализм, свойственный их образовательной концепции в целом. И здесь – ведущие зарубежные специалисты признают это – им есть чему поучиться у нас.
Елена ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА,
Галина УШАКОВА
Факультатив
Вспоминаю одну учительницу. В 1-й школе моего родного города Коркино она вела уроки английского языка. Ее звали Нина Николаевна. Фамилию, увы, не помню.
Какая она была красивая! Добрая, умная. А как изысканно просто одевалась! Мы, девчонки, отчаянно влюбились в нее, когда она появилась у нас в 7-м классе. Она была очень деликатна. Говорила милым, нежным, интеллигентным голосом. Пела прекрасные песни, знала много стихов. С высоты своего возраста сейчас я понимаю: черты лица ее были вполне обыкновенные. Но духовная (или душевная?) жизнь, которую она вела, сделала ее человеком тонким, искренним, сердечным. И вот это-то и “заставляло” людей видеть в ней красавицу. Лично меня она научила очень важным вещам. Не специально – просто весь облик ее был такой. Благодаря ей на уровне детской интуиции я поняла, что главная красота – внутри, а не снаружи.
Не знаю, как сложилась ее дальнейшая судьба. Кажется, она живет в Челябинске. Может быть, уже на пенсии. Да, время никого не жалеет. Но я уверена: она и сейчас красивая женщина.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Читайте в следующем полугодии!
Читайте в следующем полугодии!
Как говорил классик, в учительнице должно быть прекрасно все – и лицо, и прическа, и одежда. Первое достигается при помощи искусного макияжа, второе – при помощи хитрых приемов укладки и завивки, третье – при помощи умелых рук, пары иголок и нескольких квадратных метров приглянувшейся материи.
Все это и будет показывать “Зеркало в учительской”. Советы ведущих дизайнеров по прическам, советы именитых модельеров (кстати, способы укладки мужских причесок и пошива мужской одежды также в компетенции “Зеркала в учительской”) и визажистов – в этой рубрике.
Постоянная рубрика “УГ”
Зеркало в учительской
Комментарии