Евгений Бунимович, председатель комиссии по науке и образованию Московской городской Думы: – В области информатизации Москва прошла и сегодня проходит те же стадии, что и другие страны и регионы. Мы ставим компьютеры, «железо», а потом спохватываемся: а где же для них программное обеспечение? где подготовленные учителя? Но, кажется, мы умеем учиться на ошибках. Это мы увидели в итогах реализации программы обеспечения доступа к интернету в рамках московского Года ребенка.
Первого ноября на заседании нашей комиссии в рамках вопроса о ходе выполнения этой программы был поднят вопрос о некачественном подключении детей-инвалидов к интернету и о поставке техники не в соответствии с реальными потребностями образовательных учреждений. Но все-таки уже никто не считал, что процесс информатизации завершается после завоза в школу и установки компьютерного класса.
Обсуждалось другое: как повысить с помощью новых возможностей доступность и качество образования. В рамках Года ребенка были выделены категории детей и варианты педагогического взаимодействия с ними, для которых интернет-технологии давали бы наиболее значительное приращение качества.
Одним из направлений стала независимая общественная оценка качества. Идея создания такой системы принадлежит А.И. Музыкантскому. Сейчас она широко используется в аттестации школ. В мае она применялась для оценки знаний шестиклассников по математике. В результате можно было сделать выводы о том, какие существенные изменения нужно внести в повышение квалификации учителей и в поле учебников.
Другим направлением является подготовка к ЕГЭ. Как бы мы ни относились к этому экзамену, надо организовывать подготовку. В рамках проекта прошла диагностика готовности к ЕГЭ. Она дала примерно тот же процент реальных двоечников, что и в других регионах, – 20%. Однако и здесь, как и в других случаях, нам важно, что свой уровень теперь знают и школы, и учащиеся, что учащиеся могут обратиться за дополнительной помощью на сайт московского ЕГЭ.
Москва в течение ряда лет возглавляет рейтинг регионов, представители которых побеждают в международных и всероссийских предметных олимпиадах. Эти успехи, однако, требуют постоянного совершенствования системы подготовки, ее оптимизации и индивидуализации. Хорошо, если «олимпиец» может получить нужную ему консультацию в течение пары часов или даже «он-лайн», если он может не тратить все время на поездку в кружок, а участвовать в нем телекоммуникационно, если в интернете есть вся «классика» олимпиадных заданий по предмету. По решению Коллегии Департамента все эти информационные ресурсы и сервисы доступны членам олимпийской сборной Москвы. Они получили и ноутбуки (впрочем, у большинства и дома, и в школе итак имелся доступ к компьютеру, правда, стационарному).
На противоположном конце спектра – двоечники. Второгодников, как и «олимпийцев», в Москве не так уж много – сотни. Однако ребенок, который перестал справляться со школьной программой, является таким же источником озабоченности для системы образования и общества, как и безнадзорный и инвалид. Многие из этих детей – из социально неблагополучных семей. Надежда на их образовательную реабилитацию связана прежде всего со школой. Во-первых, школа должна обеспечить условия для пребывания и учебных занятий ребенка до вечера (школа полного дня). Во-вторых, необходимо обеспечить соответствующую образовательную поддержку. Здесь работникам школы также оказывает помощь интернет, через который дети получают индивидуализированную поддержку и консультирование.
Успешным для Москвы оказался проект интернет-обучения детей-инвалидов, реализуемый Центром образования «Технологии обучения». В ходе реализации, однако, стала еще более ясна важность дополнительного образования для таких детей. Дополнительное образование позволяет эффективно решать задачи социализации, выбора жизненного пути, иногда фактически погружает ребенка-инвалида в мир будущей профессии.
В решении комиссии подчеркивается важность продолжения этих работ с внесением их в Стратегию Правительства Москвы в сфере детства в 2008-2017 гг. с расширением технической базы в образовательных учреждениях, прежде всего – в школах полного дня, в школах, где учатся дети-инвалиды.
Комментарии