Духовность человека – это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Николай Чернышевский считал духовным человеком того, «кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному». Все эти три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – и сегодня, по прошествии 150 лет, являются такими же актуальными.
Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью повседневной реальности. Интернет – это не выбор, это данность. Цифровая среда является не параллельным или чисто виртуальным миром, но частью повседневной жизни людей, прежде всего молодых. Технологии коммуникации, обработка и анализ данных создают цифровую среду, в которой живет молодое поколение. Эта среда создает и вдохновляет определенные типы индивидуального, семейного и социального поведения. Цифровые технологии все в большей мере присваивают себе те ценности, которые затрагивают высшие измерения человеческой природы: мышление, самовыражение, общение, понимание мира. Нас постоянно одолевают сообщения, мы страдаем от такого количества информации, так называемой информационной перегрузки.Сегодня проблема не в том, чтобы найти ответы, а в том, чтобы из всех полученных ответов выделить истинные и адекватные. В эпоху поисковых систем ответы всегда под рукой, повсеместно. Вот почему давать ответы становится чем-то не таким важным, важно уметь формулировать вопросы. Когда люди обмениваются информацией, они делятся своим взглядом на мир, своими надеждами, своими идеалами. «Друзья» воспринимаются как постоянно находящиеся on-line, то есть доступные для контакта или воображаемые в качестве присутствующих, те, кто готов глянуть на обновления в профиле в соцсети.Вместе с тем мы рискуем оказаться далекими от тех друзей, что живут рядом с нами. Сегодня на нашей духовной жизни, без сомнения, сказывается мир, в котором люди открывают для себя динамичность Сети и живут ею. Поэтому в наше время важно воспитание духовности человека. Цифровые технологии полностью пронизывают нашу жизнь. Возникает вопрос: стоит ли сохранять человеческое, духовное в нас?Одно из главных отличий человека – способность сопереживать, защищать, жертвовать жизнью, защищая Родину. Если мы хотим, чтобы цифра не уничтожила духовное в нас и не превратила нас в матрицу, нам необходимо, чтобы цифра служила развитию человеческих ценностей, для этого нужно развивать в детях такие качества, как умение сочувствовать, понимать проблемы других людей, признавать собственные ошибки, умение видеть прекрасное, бережное отношение к природе.Школьная пора – важнейшее время для формирования духовности. Основные условия духовно-нравственного воспитательного процесса в школе – это создание эффективной среды для формирования духовности и нравственности школьников. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики. Одной из этих проблем является наличие огромного количества негативного контента в Интернете (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии). Ребенок впитывает в себя эту информацию. Проследить, перенаправить, не допустить знакомство с этим взрослые не всегда могут. Борьба возможна только через воспитание духовности. Мы не можем запретить ребенку просматривать «плохой» контент, но мы можем сформировать ценности, которые помогут школьнику сознательно обойти негативную информацию.Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:- патриотизм;- гражданственность;- свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие;- стремление к миру во всем мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству;- стремление к знаниям;- ценность семьи;- творчество и труд.Целенаправленная работа по развитию этих ценностей – важный механизм противостояния негативному влиянию цифрового мира. Это одна из главных задач современного образования. На уроках дети учатся совместно работать, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать свое мнение, осуществлять помощь и принимать ее.Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Все это начало нравственного воспитания (одной из основ духовности), где учителю отводится ведущая роль. Традиционно такое воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью доступных детям методов прививать им нравственные качества. Эти вопросы можно рассматривать на уроках при изучении языков (изучать соответствующие тексты), математики и естественных дисциплин (в частности, в рамках совместной деятельности), при занятиях физкультурой (спортивная этика, совместная деятельность). При изучении всех предметов в школе необходимо касаться вопросов патриотического и гражданского воспитания. Это удобно делать при изучении художественных произведений и исторических документов, анализируя образы героев и исторические контексты различных эпох. В курсе естественных и общественных наук школьники должны открывать для себя не только законы природы и общественной жизни, но и имена ученых, их отношение к своей стране, людям, науке.Одним из важных способов формирования духовности через внеурочную деятельность является социальная практика. Социальная практика – такой вид деятельности, в ходе которой человек приобретает и принимает позитивный социальный опыт, социальные компетентности.В организации и проведении социальной практики главную роль играют сами учащиеся, преподаватель выступает в роли тьютора, консультирует и направляет работу. Важно в этом процессе привлекать не только учащихся и работников образовательного учреждения, но также иных субъектов гражданской деятельности, например ветеранов войн, деятелей культуры и спорта, представителей различных социальных служб. Педагоги моделируют в реальных условиях общественно значимые задачи, решение которых формирует у воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальная практика позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание наших традиционных национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, моделирование ситуации, спектакли, игры, выпуск стенгазет, создание проектов, просветительская работа и многое другое. Хороший педагогический эффект дает использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, решить проблему. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения, это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.Таким образом, активное участие школьников в социально значимой позитивной деятельности становится своеобразной школой активной общественной жизни, формирует у них гражданскую позицию. Духовное воспитание – один из главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти свое уникальное место не только в цифровом мире, но и в реальной жизни.Наталия ПРЯНИКОВА,учитель истории и обществознания школы №1508
Комментарии