search
main
0

Духовно-нравственное просвещение. Традиции Кирилла и Мефодия

​Ежегодно накануне празднования Дня святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Государственном институте русского языка имени Александра Пушкина проводится международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Кирилло-Мефодиевские чтения». Эту конференцию относят к одному из важных событий для специалистов в области духовно-нравственного воспитания.

В рамках конференции проводится форум «Актуальные вопросы изучения духовной культуры». В число ведущих мероприятий форума входит секция «Православная культура и ее отражение в языке и литературе» под руководством доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени Александра Пушкина Владимира Аннушкина. Многие знают Владимира Ивановича как ведущего телевизионного проекта «Живое слово» на канале «Культура». А значит, представляют, насколько яркой, живой и интересной может быть научная секция под руководством этого видного российского ученого.Путям расширения представлений подрастающего поколения о духовно-нравственных ценностях посвящен ежегодно проводимый в рамках форума «Актуальные вопросы изучения духовной культуры» круглый стол «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Название круглого стола связано с тем, что федеральным государственным образовательным стандартом поставлена задача интеграции элементов духовно-нравственной культуры во все виды деятельности детей и подростков. Один из основных документов, дополняющих стандарт, – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – определил систему базовых ценностей, способствующих успешному развитию страны в современных условиях. Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных задач российского общества. В связи с этим важным направлением работы современного педагогического сообщества является разработка путей, помогающих детям и подросткам обрести достойные нравственные ориентиры. Задачей круглого стола «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является обмен опытом в области духовно-нравственного воспитания. В этом мероприятии принимают участие школьные учителя и преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования, представители дошкольного образования, методисты и ученые. Круглый стол дает возможность представителям абсолютно разных кругов педагогического сообщества посмотреть друг другу в глаза, обменяться мыслями, опытом, планами. Круглый стол «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», по мнению специалистов, стал удачным способом обмена опытом в области духовно-нравственного воспитания. Он стал общим пространством для таких специалистов, как заслуженный учитель России Людмила Бодрягина и кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур МГОУ Алла Стрельникова, для директоров детских православных лагерей Елены Рогожиной и Виктора Розанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ Зинаиды Шелестовой и члена Союза художников Дарьи Ворониной, педагога детского сада Наталии Селяниной и специалиста музея «Народные промыслы» колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже Альбины Борисовой, учителей литературы Лилии Балабановой, Татьяны Ереминой и учителя МХК и ОРКСЭ Ольги Югансон, а также многих других.Секретом того, что такие на первый взгляд разные люди на одном дыхании слушают друг друга несколько часов подряд, является интегрированный характер мероприятия. Общим стержнем, системообразующей основой  является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, в которое каждый из присутствующих вносит свой вклад. А значит, всех объединяет общее дело.Елена Теплова – один из ведущих в стране специалистов, который может дать ответы, наверное, на все вопросы, связанные с выбором родителями будущих четвероклассников одного из модулей предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Ее советы и рекомендации помогают православным родителям отстоять свое законное право на изучение их детьми модуля «Основы православной культуры».Опыт Владимира Воробьева, в течение 17 лет занимавшего должность методиста Городского методического центра Департамента образования Москвы, и один из важнейших итогов этого опыта – разработанная и апробированная в Центральном учебном округе Москвы система патриотического и нравственного воспитания школьников – представляют большой интерес для многих специалистов в области духовно-нравственного воспитания. Еще более широкому кругу педагогов интересен составленный Воробьевым сборник «В помощь учителю. Библиографический указатель».Сфера научных интересов кандидата педагогических наук, доцента МПГУ Зинаиды Шелестовой связана с методикой выразительного чтения. Выразительное чтение художественного произведения может стать для каждого глубоким нравственным уроком. Многолетний опыт научной и практической работы привел ученого к выводу, что секреты выразительного чтения связаны с жанром и стилем художественных произведений. Например, секретом усиления нравственной силы воздействия басен Ивана Крылова может стать искренность читающего: «Правдоподобие повествования обычно зависит от убежденности исполнителя. Он должен передавать содержание басни совершенно серьезно: не как аллегорический вымысел, а как истинное происшествие, которое как будто действительно случилось. Уверенность в действительности событий достигается искренностью и доверчивостью рассказчика». Есть также такой секрет: «Чтобы исполнение басен могло по-настоящему захватить слушателей, нужно еще во время предварительной работы над текстом накопить запас ярких и впечатляющих видений. Для этого чтецу необходимо представить в своем воображении ситуацию и действующих лиц в том виде, в каком предлагает их сам автор».Алла Стрельникова – филолог-германист. В сферу ее научных интересов входят вопросы, связанные с нравственной проблематикой австрийской литературы XIX-XX вв. Алла Алексеевна указывает на то, что «во многом австрийское литературное наследие ХIХ века осталось недооцененным. Между тем в нем на редкость ясно проступает система ценностей, как нравственных, так и эстетических, которые неразрывно связаны с вопросами воспитания». Выступления Стрельниковой позволяют открывать для себя душеполезные стороны духовной жизни европейской культуры. Например, всеми участниками круглого стола в 2014 году был особенно отмечен и высоко оценен доклад Аллы Стрельниковой «Образ книги в нравственно-эстетической системе ценностей австрийских писателей XIX века».Людмила Бодрягина много лет работает в рамках учебного предмета «Истоки». Для учителя эта работа многое значит. «Сбылась самая заветная мечта – говорить открыто с детьми и родителями, не прячась, о самом сокровенном: о Творце, о Церкви, о том, кто действительно нас всех объединяет, учит и защищает».Православный педагог Любовь Тихомирова увлечена серьезнейшим вопросом – организацией первых шагов ребенка в храме. Она убеждена, что «ребенка надо не просто водить в храм, а вводить его в церковную жизнь». И начинать надо с малого – учить ребенка ставить свечки и класть поклоны, читать молитвы и помогать бедным, праздновать праздники и многое другое. Такие рекомендации помогают родителям и педагогам в формировании системы раннего воцерковления.Ансамбль «Привадушки» детского сада «Алые паруса» – путь к освоению православных традиций русского народа. Праздничные песни и танцы, наряды и украшения – все это помогает ребенку с раннего детства окунуться в традиционный для нашей Родины уклад. Ежегодно в работе круглого стола принимают участие педагоги, использующие в своей работе разработанную Дарьей Коробейник методическую модель урока, построенного на аксиоцентрическом принципе организации учебного материала. Особенностью этого урока является то, что в его основе лежат духовно-нравственные ценности. И благодаря этому одновременно с освоением учебного материала происходит духовно-нравственное развитие школьников. Во встречах с педагогами принимали участие методисты городского методического центра Департамента образования Москвы Ярослав Мигдисов и Татьяна Комарова, а также помощник ректора Николо-Угрешской православной духовной семинарии по представительской работе Алексей Соловьев. Их советы и оценки всегда переосмысливаются и учитываются организаторами и участниками встреч.Статьи участников круглого стола «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» публикуются в сборниках Международных Кирилло-Мефодиевских чтений. Материалы этого сборника входят в систему РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). В этом году круглый стол будет проводиться 24 мая.Кирилло-Мефодиевские чтения – всегда праздник. Праздник встречи с единомышленниками и соратниками по делу духовно-нравственного просвещения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте