Начало третьего тысячелетия в Российской Федерации отличается принципиально новыми условиями духовно-нравственного воспитания. Впервые в своей истории Россия имеет Конституцию, запрещающую какую-либо идеологию объявлять государственной или всеобщей. Новое законодательство по существу перечеркивает многовековой опыт, достижения научной школы и методы подготовки кадров для воспитательной работы, поскольку практически все известные ранее формы и методы носят идеологический характер.
Центр образования «Школа здоровья» №1804 «Кожухово» города Москвы успешно осуществил организацию самостоятельных научных исследований экспериментальной и инновационной деятельности, направленной на разработку концепции духовно-нравственного воспитания в условиях деидеологизации и деполитизации. В целях реализации новой концепции воспитания были разработаны методология, технология и система подготовки кадров, способных гарантированно добиваться успеха в любых условиях, в том числе самых неблагоприятных.
Если в течение многих лет государство как в царской России, так и в Советском Союзе решало задачу противодействия идеологической агрессии силами спецслужб, то в условиях действия нового законодательства возможности силового решения данной проблемы ничтожно малы. Перечисленные особенности современных условий и организации процесса духовно-нравственного воспитания позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективными следует считать технологии, основанные на повышении уровня самоорганизации личности, семьи, участников образовательного процесса школьных сообществ и всего общества в целом.
Следовательно, основным направлением инновационной деятельности становится распространение эффективных технологий реализации одного из основных принципов государственной образовательной политики – демократического, государственно-общественного характера управления образованием. Именно механизмы осуществления этого принципа позволили нашему центру реализовать творческий потенциал всех участников образовательного процесса в поисках технологий, форм и методов духовно-нравственного воспитания в условиях деидеологизации и деполитизации.
Результат этих поисков можно свести к формуле: если воспитание без идеологии невозможно, а Конституция запрещает какую-либо идеологию объявлять государственной или всеобщей, то остается только один путь – самостоятельного осознанного выбора системы ценностей, или другими словами: выбор идеологии не сверху, а снизу, как результат духовного соборного поиска, как результат самоопределения, основанного на добровольном волеизъявлении, как этап процесса самоуправления.
Под духовным соборным поиском истины понимается поиск общих идеалов, ценностей, целей, норм и т.д., а также деятельность, направленная на их реализацию. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин сказал: «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.
Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».
Именно общие идеалы, ценности, цели и нормы, совместная деятельность организуют и создают общество, определяют его жизнь и судьбу. Одним из необходимых условий успешной организации духовного соборного поиска является выбор образца на основе изучения истории развития духовности.
Система знаний, разработанная авторским коллективом Центра образования №1804 «Кожухово», позволяет утверждать, что наибольшее значение для гармоничного развития человека в условиях агрессивной информационной среды имеет изучение истории отечественной духовности. А изучение истории российской духовности показывает, что наибольших успехов развития человек, общество и государство достигали в те периоды, когда ценности русской православной культуры занимали наиболее прочное, лидирующее положение в мировоззрении народа. Поэтому ценности русской православной культуры могут с полным основанием рассматриваться как образец результата духовного соборного поиска истины.
Изучение этой культуры как образца результата духовного соборного поиска достигается через специфику определения содержания, форм и методов образования. При этом используется потенциал как отдельных дисциплин, так и системный потенциал их изучения в контексте формирования целостного представления о мире.
Решения принимаются в соответствии с лучшими традициями управления и самоуправления, выработанными в России в тот период, когда Вера, Царь и Отечество занимали высшие позиции в государственной системе ценностей. Православие, народность и монархия в прошлом тысячелетии позволили сформировать уникальные образцы управленческой культуры, без которых невозможно организовать процесс устойчивого развития техногенной цивилизации третьего тысячелетия. Система образования Советского Союза, несмотря на колоссальные успехи в развитии новых средств, форм и методов образования, не смогла обеспечить устойчивость сверхдержавы именно потому, что пренебрегла преемственностью с уникальными достижениями, созданными в период, когда православие являлось государственной идеологией.
Хочу напомнить, что Большая советская энциклопедия определяет религию как результат невежества и суеверий. А в словарях марксистско-ленинской философии за весь период существования Советского Союза так ни разу и не было дано ни одного определения духовности, хотя термин «духовная жизнь» определялся практически всегда. Именно этот парадокс, заключавшийся в попытке построить духовную жизнь без духовности, в конечном итоге привел к катастрофе, плоды которой мы пожинаем до сих пор, оказавшись не в состоянии преодолеть демографический кризис, несмотря на избыточное обеспечение космическими технологиями, природными ресурсами и финансами.
Очень жаль, что, несмотря на столь наглядный результат исторического эксперимента, в органах управления образованием до сих пор достаточно часто встречаются специалисты, сохранившие верность советской традиции строить духовную жизнь без духовности и не осознавшие, что без работы над ошибками прошлого, без возвращения камня, отринутого строителями во главу угла, без приоритета духовности в воспитании подрастающего поколения ни сверхвысокие технологии, ни деньги, ни материальные ресурсы не помогут решить ни одну из задач, поставленных президентом в Послании Федеральному Собранию.
Более того, хорошо обученный и физически здоровый субъект, свободный от совести, будет использовать всю мощь знаний цивилизации, полученных им в процессе образования, для достижения корыстных интересов за счет разрушения общего блага. Создание системы образования, обеспечивающей воспитание граждан третьего тысячелетия на основе изучения ценностей православной культуры как образца духовного соборного поиска, является единственным выходом из тупика кризиса духовности и потребительства.
Следует отметить, что метод организации духовного соборного поиска полностью соответствует всем требованиям действующего отечественного и международного законодательства, опирается на лучшие традиции мирового и отечественного опыта.
Более того, метод духовного соборного поиска позволяет наполнить содержанием новые для российской школы понятия. Так, например, термин «государственно-общественное управление образованием» впервые был произнесен в 1988 году на Всесоюзном съезде работников просвещения, а трактовка положения Закона РФ «Об образовании», определяющего, что управление осуществляется на основе единоначалия и самоуправления, вызывает большие разногласия, особенно в вопросе о том, что следует считать самоуправлением, чем оно должно заниматься и как избежать конфликта между единоначалием и самоуправлением. Организация духовного соборного поиска по кожуховской технологии позволила гарантированно обеспечить не только гармонию единоначалия и самоуправления, но и воспитания, и обучения. Подготовительный этап предусматривает изучение истории российской духовности, нравственности и морали, что повышает востребованность учебных программ литературы, истории, обществознания и формирует ценностное отношение к обучению в целом. Кроме того, духовный соборный поиск по кожуховским технологиям позволяет гармонизировать систему отношений между участниками образовательного процесса за счет активизации взаимодействия между родителями, педагогами и учащимися в поиске общих духовных ценностей.
Коллективом Центра образования №1804 «Кожухово» разработаны не только технологии становления воспитательной системы, обеспечивающей устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды и стабильное позитивное духовно-нравственное развитие воспитанников, но и технологии подготовки педагогических кадров, гарантирующие эффективность применения новых методов воспитания как в условиях России, так и за рубежом.
В основе кожуховской системы лежит инициация самоорганизации коллективного творчества общих ценностей участниками образовательного процесса. Опираясь на методологию культурно-исторической педагогики, обогащенную методами инициации социального творчества, коллектив в течение 17 лет успешно применяет и совершенствует технологии ценностно-смыслового самоуправления – воспитания потребности и способности к сознательному систематическому совершенствованию системы жизненных ценностей субъекта. При этом термин «субъект» понимается в широком смысле: субъектами являются как все участники образовательного процесса, так и образуемые ими группы, сообщества и т.д.
Кроме того, используются специальные технологии, которые вырабатывают иммунитет к деструктивному воздействию современных СМИ. Примечательно, что диагностика ценностей, проведенная до создания экспериментального образовательного учреждения, практически совпадала с установками Алена Даллеса. Деньги, власть и сила занимали лидирующие позиции. Сегодня они вытеснены из первой десятки такими ценностями, как любовь, дружба, семья, родина, здоровье и т.д. При этом любовь понимается в христианском толковании, а не в той интерпретации, которую предлагают современные СМИ.
Заслуживает особого внимания тот факт, что технологии формирования иммунитета к манипулированию сознанием со стороны как отдельных лиц и групп, так и средств массовой информации оказывают благотворное влияние и на результаты школы растущей семьи.
В школе растущей семьи Центра образования №1804 «Кожухово» эта проблема практически снята. Все дети родителей, прошедших обучение, рождаются здоровыми. В заключение хочу отметить, что изучение ценностей православной культуры как образца духовного соборного поиска истины позволило получить уникальные результаты в самых сложных социальных условиях.
До начала работы центра район считался самым криминогенным в Москве. Первоначальный контингент учащихся отличался к склонности к асоциальному поведению, в том числе и наркомании. Некоторые классы в полном составе находились на учете в милиции. По результатам первого учебного года каждый пятый ученик был неуспевающим, 80% учащихся нуждались в коррекции.
Все негативные социальные явления были преодолены. Уже через два года 25% учащихся стали победителями предметных олимпиад, творческих конкурсов или спортивных соревнований от районного до международного уровней.
При поддержке главы управы и муниципального собрания коллективом Центра образования возрождается традиция празднования Рождества Христова. Вот уже несколько лет подряд в центре проводится районная Рождественская елка. Учащиеся и педагоги Центра образования приняли участие в проектировании храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, который при поддержке районной власти возводится рядом – на берегу Москвы-реки.
Эффективность новой методологии духовно-нравственного воспитания подтверждается результатами 17-летних наблюдений за динамикой системы ценностей не только учащихся, но и членов их семей, в том числе родителей. Применение новой методологии духовно-нравственного воспитания позволило обеспечить изменение качества системы ценностей воспитанников от эгоцентрической к социоориентированной.
Опыт работы центра представлялся более чем на 150 российских и международных научно-практических семинарах и конференциях, в многочисленных публикациях, статьях, монографиях, учебных пособиях.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, в настоящее время аналогов в мире не существует, и перспективность кожуховской системы не вызывает сомнений. Сегодня на базе Центра образования работает девять экспериментальных площадок. ЦО «Кожухово» выполняет роль головной организации сетевого проекта, обеспечивая инновационный процесс в условиях московского муниципального образования «Южнопортовое».
В настоящий момент Центр образования №1804 «Кожухово» имеет положительные результаты авторского сопровождения процесса внедрения технологий духовного соборного поиска, демократического, государственно-общественного управления образованием, ценностно-смыслового самоуправления.
Людмила КУРБАТОВА, директор Центра образования «Школа здоровья» №1804 «Кожухово», академик Академии творческой педагогики
Комментарии