search
main
0

Дух животворящий. Православное воспитание в светской школе – реально?

Уроки истории свидетельствуют о невозможности эффективного построения учебно-воспитательной работы в школе без опоры на Божии заповеди, духовные ценности семьи и общества, а также традиции, присущие православному мировоззрению. Исторически в России воспитание и обучение были религиозными, но потом их насильно сделали светскими. И теперь мы должны искать и добиваться органического синтеза всего ценного, что имеется в педагогике, осмысляя это наследие с православных позиций и подходов.

Можно ли разделить понятия «православное образование в семье» и «православное образование в школе»? С учетом исторического опыта последнего столетия понимаем, что нельзя. Семья и школа – это тандем, поэтому в вопросах православного образования (симбиоза обучения и воспитания) они могут и должны дополнять друг друга.На примере нашей школы можно наглядно продемонстрировать, как происходит плодотворное сотрудничество мирской (то есть обычной, без православного уклона) школы и православной семьи в целях формирования духовно-нравственной личности.По нашему глубокому убеждению, воспитание и обучение должны иметь христианскую основу. Для улучшения педагогического дела святой Феофан Затворник предлагал перестроить все воспитание – домашнее и школьное – на истинных христианских началах. «Всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными», – говорил он. «Воспитание прежде всего должно быть христианским, – вторил ему великий педагог Константин Ушинский.  Из опыта нашего учреждения мы считаем, что необходимо вернуться к истокам православной системы образования, чтобы пребывание детей в школе базировалось на дисциплине, традициях, любви и уважении.Согласно Новому словарю русского языка Татьяны Ефремовой «дисциплина – это подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива». Сергей Ожегов трактует это слово как «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам».В нашей образовательной организации дисциплинированным считается тот, кто подчиняется правилам внутреннего распорядка, уставу школы, положению о требованиях к внешнему виду участников образовательных отношений, расписанию уроков, дополнительного образования и внеурочной деятельности. Стоит также напомнить, что опрятный внешний вид, ношение школьной формы, соблюдение правил и норм культурного поведения, уважительного отношения к старшим и малышам, контроль и рейды со стороны совета старшеклассников, управляющего совета, совета отцов, дежурных учителей, дежурных классов, классных руководителей, воспитательной и социально-психологической службы – все это способствует воспитанию ученика, ответственной, дисциплинированной и культурной личности. Чтобы ребенок успешно прошел адаптационный период в школе с такими требованиями независимо от того, в какой класс он поступил, было бы правильным, чтобы в семье это уже было заложено и принято. Обратимся к опыту православной семьи, где дисциплина равна послушанию.«Мои дети обучаются в этой школе, – говорит один из родителей. – В нашей православной многодетной семье обязательными являются соблюдение режима дня, правил гигиены, особое внимание уделяется внешнему виду, одежде, опрятности. Почитание родителей, уважение к старшим – залог православного воспитания в нашей семье. Памятуя народную мудрость, что послушание паче поста и молитвы, к вопросу соблюдения этих требований отношусь очень трепетно и серьезно».Вывод: школе, у которой в традиции четкое выполнение и соблюдение норм и правил всех членов коллектива, православная семья является хорошим помощником, подспорьем в вопросе формирования духовности, нравственных начал личности. В свою очередь ребятам из православной семьи комфортно в учреждении, где нет места вседозволенности, равнодушию и безразличию, где соблюдаются порядок, дисциплина и иерархия во взаимоотношениях.Как известно, школа – это часть общества. Но школа без традиций – это мертвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Традиции позволяют оживить его, наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. В традициях православного воспитания есть место празднику, радости, патриотизму. Мы празднуем День знаний, посвящение в первоклассники, прощание с азбукой, Новый год, Последний звонок. Мы проводим общешкольные линейки, посвящение в художники, рождественские посиделки, фестиваль народов России и мира, Вахту памяти, приуроченную к Дню Победы, отборочный тур инсценированной песни и концерт, посвященный Дню Победы, фестиваль приключений, Масленицу, день здоровья, День матери, конкурсы «От всей души», «Восхождение на Олимп», «Отличный класс», посвящение педагогов, пришедших в наш трудовой коллектив, День учителя, уроки истории и памяти, ведем фотолетопись школы и т. д. В духе православного воспитания школа огромное внимание уделяет организации и проведению благотворительных акций и участию в них ребят. Это такие разнообразные добрые акции, как «Ветеран живет рядом», «Дорогой добра», «Забота», «Социальная лавка», «20 добрых дел», «Помоги ближнему!». Все это способствует воспитанию и формированию неравнодушной, сострадательной и гуманной личности ребенка.Воспитание трудом – основной принцип библейской педагогики.  Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребенок освобожден от физической нагрузки. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный и общественно полезный. Трудовое воспитание в нашей школе также стало доброй традицией и проводится по согласованию с семьей. Ежегодно в сентябре на родительских собраниях родители подписывают согласие о вовлечении ребят в трудовые мероприятия. Традиционными являются трудовые десанты, уборка школьной территории, дежурство по классу, столовой и школе, экологические акции «Посади дерево» и «Сбережем лес вместе».Школьный проект «Социальный проект от каждого класса» формирует неравнодушное отношение друг к другу и окружающим.  Практико-ориентированный художественный проект «От сердца к сердцу», направленный на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  отмечен грантом Президента Российской Федерации в рамках поддержки талантливой и способной молодежи.Труд в нашей семье – это всегда совместные усилия. Как говорится, у занятой пчелы нет времени для праздности, поэтому у каждого ребенка есть свое послушание по хозяйству: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов и хозяйственных товаров, вынос мусора, каждый умеет утюжить свои вещи, готовить еду и т. д. В свободное время занимаемся рукоделием. После совместного труда, будь то выкапывание картофеля, ремонт дома или уборка квартиры, всегда предусматривается интересный семейный отдых и т. д.Вывод: трудовое воспитание должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы, и подход к нему должен быть сколь серьезным, столь и интересным. Семья, в которой любовь к труду заложена с детства, является ключевым звеном в организации такого рода мероприятий.Семьи наших школьников с удовольствием принимают участие в общественных мероприятиях (субботники, сбор макулатуры), в благотворительных акциях, потому что помощь ближнему всегда была в традициях русского православного народа.Вся воспитательная работа и образовательный процесс построены на любви и уважении и на заповедях Божиих: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать. Главный жизненный элемент роста и развития в педагогике – любовь, которая более всего педагогична, ибо долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь есть самое благодатно-педагогическое и превосходнейшее свойство души человека.От редакции Представляя опыт работы образовательного учреждения из Ноябрьска ЯНАО по православному воспитанию школьников, хотели бы заметить, что российская школа была, есть и должна оставаться светской, а религиозная идеология не может быть навязываема кому-либо, даже из лучших побуждений. Кроме того, мы никоим образом не считаем, что какая-либо одна из конфессий в нашей стране имеет преимущества перед остальными. Вместе с тем нам было бы интересно узнать и о других примерах успешного взаимодействия религиозного сообщества со светскими образовательными организациями. ​Елена АЛЕШИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №13 с углубленным изучением предметов эстетического цикла, Ноябрьск, ЯНАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте