Перед Россией проблема прав человека стоит особенно остро. Ибо развитие российского права традиционно, веками шло на стыке, а порой при явной подмене или отождествлении правовых и моральных норм. В российском общественном сознании долгое время было традиционным понимание права как памятника истории, прав человека как идеи-абстракции, предмета полемики, а не как универсальной ценности отечественной культуры. С этим связано и то, что в теоретическом и обыденном сознании россиян не произошло естественной для европейского мышления прагматизации идеала прав человека, правового государства. Эта проблема до начала 90-х гг. XX в. оставалась в России более уделом научного знания – культурологии, политической и юридической наук, философии права, а не реальной практики реформирования социальной действительности. Следствием этого был диссонанс в общественном сознании – разрыв между нормативным и функциональным аспектами прав человека.
Вступление России в 1996 г. в Совет Европы и выполнение в связи с этим целого комплекса обязательств (по реформе пенитенциарной системы; по передаче религиозным организациям их собственности; по изменению законодательства в соответствии с международными стандартами; по отмене смертной казни (на сегодняшний день сохраняется мораторий на ее применение как высшей меры наказания); по созданию коллегий адвокатов и др.) по защите прав человека способствовали трансформации правовой культуры от социоцентристского к персоноцентристскому типу, политического режима – от посттоталитарного к демократическому, политической культуры – от патриархальной к гражданской (культуре участия). Многовековой российский “тяжкий путь к праву”, по нашему мнению, завершился. Однако требуется постоянное поддержание в российском обществе и государстве духа законности, верховенства права в целом, правовой политики, способной противостоять возможной реанимации атавизмов тоталитарного режима.
Среди таких атавизмов в современном мире необходимо назвать прежде всего многоликое насилие (психическое, физическое, моральное, внешнее, “домашнее”, в том числе над личностью, над обществом и т.д.), которое находит выражение:
1) в государственном и международном терроризме в качестве защиты от последнего (так называемой серой войны). Некоторые политики предлагают ограничение и сужение института прав человека, что свидетельствует об очередном кризисе демократических институтов;
2) в “домашнем” насилии, жестокости, жертвами которых становятся женщины и дети. И как следствие этого мы видим искалеченные детские судьбы будущих наркоманов, преступников, маньяков; неиссякаемое пополнение детских домов; увеличение числа суицидов, появление целой армии беспризорников и бомжей;
3) в появлении таких экстремистских молодежных организаций, как скинхеды (“наци”, “скины”) – группировка ультраправого направления, проповедующая превосходство одной нации над другой.
Подобное насилие вновь порождает сегодня необходимость оправдания человека посредством его прав и свобод, обоснованности прежде всего права человека на достойное существование. Неоднократно в истории человечества на это право человека посягали создатели всевозможных политических мифов о земном рае, о классе и классовой борьбе, о крови (следствием которого стал биологический расизм национал-социалистов Германии), о врагах народа, о космополитах, о диссидентах, о коммунизме и др.
Для того чтобы российское общество могло противостоять опасностям многоликого насилия, необходимы формирование культуры мира и просвещения в ее духе, формирование устойчивой потребности в правах человека, “привычки к праву”. При этом творцами и носителями культуры мира должны быть представители интеллигенции, прежде всего школьной и вузовской. Именно культура мира должна прийти как манифест, освобождающий человечество от возможных “измов”, изрядно расшатавших национальные культуры, которые утратили в битве “измов” и марафоне к прогрессу свою “уникальность”. Толерантность, ненасилие и гуманное отношение к человеку должны стать основой так называемого манифеста культуры мира, который с неизбежностью придет на смену культуре насилия, войны, и это только вопрос времени, ибо потребность в такой смене сегодня постоянно дает о себе знать. Прологом подобного манифеста, несомненно, могли бы стать христианские заповеди – основы права и нравственности, а его содержание должно быть сопряжено с христианским гуманизмом, неогуманизмом, христианскими версиями гуманизма В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, философией ненасилия Л.Н.Толстого, И.А.Ильина, концепцией альтруистичного человечества П.А.Сорокина и др. Культура мира должна включать в себя целый спектр политико-правовых ценностей, являющихся основаниями идеалов гражданского общества и правового государства будущей России.
Одной из составляющих необходимого механизма защиты и самозащиты человека от современного насилия должны стать правовое просвещение граждан, включение в учебные планы и программы школ, колледжей, вузов таких дисциплин, как: “Права человека: теория, история, практика”, “История правозащитного движения в СССР и России”, “Как защитить свои права”, “Право на обращение в Европейский суд по правам человека”, “Права ребенка”, “Права женщин”, “Российское гуманитарное право” и др.
О необходимости введения курса “Права человека” в образовательную систему России было заявлено еще в докладах экспертов Совета Европы 1994-1996 гг., тема правового просвещения прозвучала и в рекомендациях Совета Европы при вступлении России в феврале 1996 г. Правовое просвещение в духе толерантности, ненасилия и гуманного отношения к человеку должно стать реальностью, основой утверждения общечеловеческих правовых ценностей. Проблема включения курса “Права человека” как обязательного в программы среднего образования приобретает сегодня особую актуальность в связи с разработкой в настоящее время Министерством образования РФ единого стандарта среднего образования.
Программа курса “Права человека: теория, история, практика” должна включать в себя прежде всего такие разделы, как “Юридическое наследие России”, “Формирование, структура и деятельность ООН, Совета Европы”, “Международная защита прав человека”, “Россия и Совет Европы”, “Парламентские механизмы защиты прав человека в правовой системе России”, “Институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека)”, “Создание ювенальной юстиции”, “Социально-правовая защита женщин и детей”, “Право на жизнь. Репродуктивные права женщин” и др.
Лекционные разделы курса “Права человека” необходимо дополнить практическими занятиями, встречами с представителями правозащитных организаций, с Уполномоченным по правам человека, проведением “круглых столов”, деловых игр. Данный курс должен нацеливать учащихся и студентов на отстаивание своих прав в современном российском обществе в любой ситуации, на изучение конкретной ситуации близких лиц, права которых нарушаются. Среди задач курса “Права человека” на первом месте для преподавателя должны быть вопросы практического плана:
1) сформировать потребность в защите своих прав, а также прав своих родных, знакомых в случае любого их нарушения;
2) помочь сориентироваться в потоке информации, куда можно обратиться к Уполномоченному по правам человека, к адвокату, к правозащитным организациям, в бесплатную юридическую консультацию, в милицию, в суд, в прокуратуру, в Верховный суд РФ, в Конституционный суд РФ, в Европейский суд по правам человека Совета Европы;
3) убедить каждого ученика создать в домашних условиях правовую библиотеку (Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.), а если позволяют средства – в установлении на домашнем компьютере справочно-правовых программ “Консультант Плюс”, “Кодекс”, “Гарант”. Желательно иметь такие программы и в школе.
К сожалению, пока четко не определена в России современная концепция прав человека, которая в западноевропейских, американских вариантах носит эволюционный, открытый (для дополнения новыми правами) характер. В то время как именно такая концепция может стать стержнем государственной политики, изменив ее приоритеты, нацеливая на ратификацию целого пакета международных стандартов в области прав человека (Европейской социальной хартии Совета Европы 1961 г., ряда конвенций ООН о правах женщин, заключенных, о запрете клонирования и др.), на развитие институтов Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации как механизмов контроля гражданским обществом государства.
Среди необходимых материалов и средств, которые сегодня нужно создавать и предоставлять школьникам, учащимся техникумов, колледжей, студентам (в этом плане идеальной является система непрерывного обучения правам человека, начиная с дошкольного возраста), можно назвать следующие:
1) формирование электронной энциклопедии “Права человека: теория, история, практика” (для нескольких возрастов, начиная с первоклассников и заканчивая дипломниками вузов);
2) подготовка пособий, рекомендаций женщинам, детям, инвалидам, заключенным, репрессированным и другим социальным группам о защите и самозащите прав человека, т.е. серий брошюр под рубрикой “Мое право”;
3) издание в полном объеме правового наследия России, учебников, пособий по курсу “Права человека”;
4) ознакомительная практика студентов в аппарате Уполномоченного по правам человека, в правозащитных организациях;
5) проведение социологических исследований, связанных с практикой соблюдения и нарушения прав человека в конкретном регионе, субъекте РФ, их сравнительный анализ;
6) создание обучающих методик по правам человека, создание при юридических вузах (факультетах) юридических клиник (общественных юридических консультаций) как баз учебной производственной практики студентов;
7) подготовка пособий “Ролевые игры в обучении правам человека”.
В целом среди основных проблем прав человека в современной России, разрешение которых зависит прежде всего от уровня правового просвещения, осознания обществом данной проблемы, мы считаем необходимым назвать следующее:
1) право на благоприятную, безопасную окружающую среду города, области, страны в целом; право на естественное рождение, естественную семью, воспитание и образование; право на экологичный район, дом, квартиру; право на чистую пищу, экологичное лечение, труд (экологические права как часть экогуманизма, А.Тетиор);
2) право на экологическую, политическую, генетическую, репродуктивную и др. безопасность, в том числе на безопасное государство;
3) право на защиту от насилия в семье;
4) право на безопасную и альтернативную военную службу;
5) право на отличие, уникальность, что предполагает в том числе запрет клонирования человека;
6) право на судебную защиту, в том числе Европейского суда Совета Европы; деятельность последнего, к сожалению, не является пока у нас информацией, доступной всем и каждому. В этом отношении необходимо развивать потребность, привычку к обращению в суд, вести тяжбу, “сутяжничать” вопреки традиционно русскому долготерпению; с этой целью, по нашему мнению, необходимо более интенсивно развивать институт омбудсменов, т.е. Уполномоченных по правам человека, во всех 89 субъектах Российской Федерации. В частности, будет полезен опыт США, где существуют законодательные и исполнительные омбудсмены, омбудсмены в школах, университетах, тюрьмах, банках, корпорациях. Нужно создать бесплатные телефонные линии для обращения граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ, подобный опыт достаточно эффективно используется в ряде штатов США, где 80% жалоб разрешаются по телефону, т.е. очень динамично;
7) репродуктивные права (право на здоровье, на суррогатное материнство, право на эвтаназию (право на благую смерть), право на жизнь, в том числе нерожденных детей);
8) права инвалидов и неизлечимых больных на достойное существование, для обеспечения которых необходимо в том числе и создание широкой сети хосписов по всей стране посредством меценатов, благотворительных организаций и т.д.
В связи с этим среди необходимых сегодня законодательных мер по сохранению человека как высшей ценности природы, высшей правовой ценности, мер, требующих неотложных действий, мы считаем прежде всего следующее:
1) принять законы “О здоровье”, “О биоэтике”, в которых закрепить: ответственность граждан за состояние собственного здоровья; ответственность за коммерциализацию трансплантации органов и тканей; необходимость создания и распространения системы хосписов – паллиативного лечения; запрет рекламы, вредной для здоровья человека; ответственность женщин, больных СПИДом, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, за рождение больного ребенка и ограничение деторождаемости для таких женщин; развитие института суррогатного материнства и др.;
2) ввести мораторий на эксперименты по клонированию человека в России подобно США, Франции, Италии, Греции, Латвии и другим государствам, число которых сегодня – 27;
3) ратифицировать протокол Совета Европы о запрете клонирования человека;
4) организовать правовое просвещение по биоэтическим проблемам в средних, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;
5) создать в системе аппарата Уполномоченного по правам человека РФ (в том числе на уровне субъектов РФ) институт посредника (медиатора) или общественного инспектора органов здравоохранения для разрешения споров и проблемных ситуаций, в частности, между врачами и пациентами (на примере Франции);
6) возродить институт семейных, частнопрактикующих врачей;
7) развивать программы содействия демографическому развитию России с целью спасения генофонда нации, учитывая превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, неблагоприятную экологическую ситуацию во многих регионах России.
Особого рассмотрения в области прав человека на здоровье требует вопрос об установлении оптимальной модели взаимоотношений врача и пациента, терпимого отношения пациентов друг к другу, толерантного отношения общества и государства к инвалидам, больным СПИДом, онкологическим и другим неизлечимым больным.
В целом все названные проблемы в области прав человека являются актуальными и приоритетными, однако наиболее насущными мы считаем биоэтические, связанные с выживанием человека в современном мире, защитой его репродуктивных прав. Особые опасения в связи с этим вызывают экологически неблагоприятное состояние окружающей среды во многих, прежде всего промышленных, районах России, а также использование в сельском хозяйстве удобрений, загрязняющих окружающую среду (нитратов, нитритов, пестицидов и др.), что способствует резкому росту за последние 2-3 десятилетия заболеваний астмой, аллергией, раковыми и другими заболеваниями.
Рассмотренные в данной статье проблемы прав человека могут стать темами для бесед с учениками на уроке, на ролевой игре, например такой, как “Парламентские слушания”. Нужно стремиться вовлекать учеников в насущные, “взрослые” проблемы, стоящие сегодня перед страной и миром в целом, формировать потребность “докопаться” до истины, так как, к сожалению, наиболее распространенными сегодня являются поверхностные, кратковременные знания и, что самое страшное, память в таком случае привыкает работать в таком же поверхностном, быстроменяющемся режиме (о какой культуре, традициях можно говорить в таком случае?).
Светлана ГЛУШКОВА,
кандидат исторических наук
Екатеринбург
Комментарии