search
main
0

Дух Эллады гордой

Ценности древнего мира – под одной обложкой

Ю.А.Солодовников. “Человек в мировой художественной культуре”. Учебник-хрестоматия и методическое пособие для 7-го класса. Издательство “Просвещение”.

большим интересом прочитала учебник-хрестоматию для 7-го класса “Человек в мировой художественной культуре” Ю.А.Солодовникова. Он разработал еще программу “Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения” (М., 1994). Поэтому мне особенно интересно было узнать, как автор программы применяет ее в учебной практике.

Учебник-хрестоматия заслуживает безусловного внимания и одобрения, так как удачно представляет сами источники – памятники художественной культуры античного мира, Древней Индии, Китая и Японии и их живое образное истолкование. Это дает возможность лучше почувствовать стилистику оригинала и художественную атмосферу, свойственную древним культурам. А самое важное вызывает живой отклик в душе современного школьника.

Автору удалось синтезировать общую художественную картину выбранных цивилизаций. Этим учебник-хрестоматия Ю.А.Солодовникова выгодно отличается от других пособий по мировой художественной культуре, где чаще всего дается историко-искусствоведческий обзор художественных произведений разных народов, повторяющий историю искусств. В учебнике-хрестоматии Ю.А.Солодовникова взят за основу такой подход к предмету, который делает мировую художественную культуру полноправным партнером литературе, изобразительному искусству, музыке, что, на мой взгляд, представляется особенно ценным, так как предмет получает и наглядно разворачивает свое собственное содержание, не дублируя при этом предметы искусства. Достигается это благодаря тому, что автор ставит в центр содержания своего учебника-хрестоматии личность, тем самым мировая художественная культура рассматривается не как история шедевров, а как история человека, закрепившего в памятниках эпохи уровень своего осмысления нравственно-этических основ собственного бытия.

Автор хорошо владеет материалом (кстати, одно из достоинств пособия – его удивительная краткость, глубина содержательных проблем) и добросовестно старается передать свои знания школьникам. Особо стоит отметить, что авторское изложение и источники довольно органично увязаны. Так же удачно с общим материалом параграфов согласуются вопросы и задания. Размещенные в тексте и на вклейке цветные иллюстрации, а также схемы, карты и тезаурус позволяют наглядно представить школьникам общее и особенное в художественной культуре античного мира, Древней Индии, Китая и Японии, к тому же они убедительно подкрепляют положения автора, содержащиеся в параграфах. При этом каждый параграф учебника-хрестоматии четко продуман и раскрывает наиболее важные черты, свойственные облику данной цивилизации, а также нацеливает на сопоставительный анализ различных художественных явлений, на осознание культурных ценностей прошлого, которые напрямую связаны с духовно-нравственным содержанием личности современного человека.

Учебник-хрестоматию “Человек в мировой художественной культуре” дополняет “Методическое пособие…”. Оно раскрывает цели и задачи изучения предмета, включает в себя словарь терминов, обслуживающих предмет “Мировая художественная культура”, а также схемы, помогающие учителю интерпретировать мифологические представления, свойственные народам древнего мира, выявляя их гуманистический пафос.

К достоинствам учебника-хрестоматии Ю.А.Солодовникова и методического пособия следует отнести широкий подбор источников, сдержанное их комментирование без ненужного заигрывания с читателем и упрощения. Автор умеет просто и заинтересованно говорить о сложных вещах, давая представление читателю (как школьнику, так и учителю) о целой палитре художественных произведений, в которых отражается высокий дух древних народов и их культур. Учебно-методический комплект Ю.А.Солодовникова “Человек в мировой художественной культуре” помогает осмыслить непреходящие ценности прошлого и настоящего, выявить взаимосвязь видов искусств, интегрируя их в целостную картину мироощущения. Он нацеливает на изучение мировой художественной культуры как отражения духовной жизни человека в разные периоды времени, его миросозерцания, интеллекта, уровня одаренности, нравственных ценностей, причин, побудивших его к великому творческому созиданию.

Наталия САВЧЕНКО,

методист, педагог МХК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте