search
main
0

Дух демократии Информация – главное действующее лицо

Пока дети отвечали на тесты, рассуждали о всевозможных проблемах политики, экономики, истории на устных испытаниях, учителя обменивались опытом, слушали лекции, знакомились с учебниками, общались с их авторами: Евгенией Корольковой, Ольгой Кишенковой, Андреем Иоффе, Яковом Соколовым, участвовали в презентации книги “Основы местного самоуправления”, которую представил вице-президент Фонда развития парламентаризма в России Андрей Захаров, прослушали беседу на тему “Разработка стандарта и единого экзамена в образовательной области “Обществознание”, обсуждали множество других проблем, без которых невозможно решить главной сегодня задачи – воспитание граждан новой России. Все это проходило в рамках конференции “Модернизация российской системы образования и формирование гражданского общества”.
Во время дискуссии на эту тему прозвучала такая фраза: “Власти боятся гражданского образования, а также нарождающегося гражданского общества”. Причем сначала ее произнес чиновник из Министерства образования, затем повторила ведущая одного из семинаров, с чем единодушно согласились участники конференции. Наверное, именно этим можно объяснить тот факт, что граждановедение существует в школах только благодаря энтузиазму учителей.
Доктор педагогических наук Александр Прутченков познакомил учителей с программами, объединенными общим названием “Новая цивилизация”.
Началом этой обучающей и увлекательной игры послужили молодежные фестивали. Тогда и появились первые ребячьи демократические республики, где они погружались в общественно-политическую деятельность: выбирали президента, парламент, назначали правительство, разрабатывали свою конституцию, принимали законы. Подросткам это так понравилось, что они захотели и в школах ввести самоуправление.
На городские молодежные фестивали “Новая цивилизация” приглашались именно такие школы. Здесь уже было моделирование деятельности ООН: выбирали генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Следующий этап – фестивали на уровне субъектов Федерации. Вот только часть программ, работающих в рамках “Новой цивилизации”: “Я – россиянин”, “Я – житель Земли”, “Я – гражданин”, “Я – политик” (избирательные технологии), “Я – экономист”, “Я – эколог”, “Я – здоровый человек”, “Я – спасатель”, “Я – навигатор”. Это практика реального участия гражданского служения.
На уровне субъектов Федерации проводится интернет-фестиваль “Диалог цивилизаций”.
Четвертый этап заключается в проведении летнего образовательного лагеря. Здесь моделируется игровое государство. Проходит учеба активистов.
Презентацию российско-канадского проекта “Дух демократии” провела кандидат педагогических наук Наталия Воскресенская. Он осуществляется на основе новых инновационных технологий в десяти пилотных школах с использованием интернета с оплаченным временем. Для эксперимента установлены компьютеры в кабинетах истории, обществознания. Обычно ученики делятся на три группы. У каждой – свое задание, у одной, скажем, обязательная работа в интернете.
Как бы в продолжение проекта налаживается общение детей через интернет внутри страны, а также с зарубежными сверстниками. Некоторые наши ребята ведут постоянную переписку с юными канадцами. Российские и канадские педагоги выбрали общие темы для обсуждения. Этот проект призван способствовать не только получению более глубоких знаний, но и развитию гражданского общества, налаживанию взаимоотношений между людьми разных стран и связям с властными структурами.
Андрей Иоффе назвал несколько проблем, которые мешают более широкому использованию этого проекта. Это отсутствие компьютеров и низкая компьютерная грамотность. Невозможность пользоваться интернетом на уроке. Трудности с переводом терминов на русский язык.
Андрей Иоффе заинтересовал учителей оригинальным приемом, позволяющим легко вызывать интерес к исследуемой проблеме. Для ее мотивации используются художественные картины, сказки, притчи, исторические факты.
Он привел пример, как они вместе с канадским профессором Дагласом Рэем использовали один исторический эпизод 70-х годов ХХ века на своем занятии. Присутствовавший на конференции Даглас Рэй тут же рассказал его учителям. На всемирную выставку в Канаде был приглашен французский президент де Голль. Выступая, он закончил свою речь так: “Да здравствует свобода! Да здравствует свободный Квебек!” Когда де Голля попросили извиниться за сказанное, он отказался, и его попросили покинуть Канаду.
Ученики на том уроке должны были ответить на такие вопросы:
Имеет ли право лидер другого государства призывать какую-то часть страны к отделению? Как это относится к свободе слова? В свободной стране можно говорить что угодно?
Ирина Ахметова, заместитель директора московской школы N199 продолжила разговор. Она сообщила, что ее школа с 1989 года работает с различными проектами, в том числе и с этим. Это помогает изменить уровень общения, в том числе учителя с учениками, учит детей партнерским отношениям. Школа вышла на такие, к примеру, проблемы: как защитить права ребенка в компьютерной сети, как бороться с компьютероманией и др.
Российско-канадский проект “Дух демократии” можно использовать гораздо шире, поэтому его координаторы сообщают свой веб-сайт: http://www.unb.ca/democracy

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте