«Дуэлянт» – четвертый фильм режиссера Алексея Мизгирева и его первый опыт в жанровом, историческом, так называемом большом кино. До этого он весьма успешно зарекомендовал себя в авторском кинематографе, в жанре социальной драмы. Его предыдущие картины – «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой» – суровые повествования о нашей действительности, беспощадно показывающие изъяны человеческого бытия, бьющие наотмашь, заставляющие страдать, думать, сопереживать. Они не имели большого проката, но неплохо поездили по российским и международным кинофестивалям, и в России тоже нашли своего, пусть и немногочисленного, зрителя.
«Дуэлянт» же сделан с размахом, с прицелом на широкий прокат, в формате IMAX. И можно, наверное, согласиться с тем, что подобная история требует такого оформления, особенно если учесть, что фильм рассчитан на широкого зрителя, который у нас в основном требует зрелищ. Но с другой стороны, этот же сюжет совсем бы не проиграл, если бы Мизгирев снял его в своей камерной манере, делая упор на психологизм, а не на внешние эффекты, которые в данном случае практически убивают суть и смысл сюжета. Над фильмом работала студия компьютерной графики, которая до этого участвовала в создании таких картин, как «Сталинград» и «Метро». Но если в случае со вторым фильмом («Метро» – фильм-катастрофа, сделанный на современном материале) это было вполне уместно, то для «Сталинграда» подобная манера была губительна и превратила военную драму в открыточный глянец. То же самое произошло и с «Дуэлянтом». Компьютерная графика, весь этот дорисованный Петербург XIX века сделал картину ненатуральной, искусственной, сведя на нет всю серьезность истории, прописанную в сценарии автором.Но обратимся наконец к сюжету. Отставной офицер Яковлев зарабатывает на жизнь тем, что стреляется на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников. Оказывается, российский дуэльный кодекс позволял замену дуэлянта. Яковлев – гений дуэли, ас, виртуоз, он выигрывает всегда. Но он отнюдь не хладнокровный убийца: этот суровый мужчина скрывает горькую тайну, у него есть цель – отомстить своему давнему обидчику, защитить свою поруганную честь. Вот, собственно, завязка истории. От подробностей воздержусь, чтобы не разочаровывать потенциальных зрителей. Отмечу лишь, что есть здесь и страсти, и поединки, и благородные офицеры, и прекрасные дамы, и непременная любовная линия, и даже эротическая сцена в карете (привет знаменитой сцене из «Титаника»).Как говорит сам Алексей Мизгирев: «Дуэлянт» – это фильм про людей, которые защищают свою честь. Сегодня граждане привыкли пропускать унижения чести. Кто как может терпит и идет дальше. В ХIХ веке дворянин знал, что честь – это не какое-то формальное приложение ко всей остальной жизни. Честь сущностно необходима для жизни».Свою честь в картине ее герои защищают при помощи подлинных дуэльных пистолетов. Режиссер отказался от реквизита с «Мосфильма», были найдены настоящие дуэльные пары того времени. И вот эта подлинность еще раз оттеняет искусственную нарочитость компьютерной графики. Ну режут глаз настоящие пистолеты в нарисованном, игрушечном Петербурге! Мешают погрузиться в историю и поверить в ее подлинность.Ведь чувствуется, что Алексей Мизгирев относился к этому сюжету так же серьезно, как и к своим предыдущим работам. И все же если те его картины оставляли ощущение щемящей правды, «Дуэлянт» воспринимается как костюмная драма, поставленная для увеселения почтенной публики. И это, право, обидно. Обидно в первую очередь за талантливого режиссера, который уже выработал свой почерк, свою манеру, свой стиль и вдруг неожиданно «сел не в свою лодку».При всем при этом нельзя однозначно сказать, что «Дуэлянт» – кино плохое. Нет, оно даже по-своему хорошее. И полезное в какой-то степени для зрителей среднего и старшего школьного возраста, поскольку экранизирует такие понятия, как честь, совесть, благородство. Причем объясняет все очень доходчиво, без обиняков.Еще одна большая «ложка меда» – исполнитель главной роли Петр Федоров. Он действительно тут необычайно хорош, брутален, убедителен. «Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом, – рассказал Алексей Мизгирев. – И меня поразило, как он мужественно бросил себя в эту роль не только физически, но и эмоционально. Он пророс в эту роль. И это связано не только с правдой тела, но прежде всего с правдой эмоции. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть». Еще из актерских удач фильма хочется отметить молодого Павла Табакова, который очень искренне и трогательно сыграл князя Тучкова. Из старой гвардии в картине снимались Владимир Машков, Сергей Гармаш, Александр Яценко, Юрий Колокольников.
Комментарии