search
main
0

Дуэль? Дуэль! «Горе от ума» и «Евгений Онегин» написаны на спор

«Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис» – полтора с лишним столетия эти хрестоматийные строки из пушкинского «Путешествия в Арзрум» не вызывали ни у кого ни вопросов, ни сомнений. Поэту привыкли доверять: раз говорит, что встретил в горах гроб с телом старого товарища, значит, так оно и было. Со временем перевал этот даже переименуют в Пушкинский и установят на нем памятник, символ того последнего печального свидания. Создатели документального фильма «История одной мистификации» инициируют настоящее детективное расследование. Их цель – выяснить, случилась ли встреча на самом деле, а если нет, то зачем понадобилось Пушкину выдумывать этот эпизод; какие отношения связывали двух Александров Сергеевичей и что общего между комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин».

Никакой встречи на перевале скорее всего не было. В этом сходятся практически все приглашенные эксперты. Режиссер Евгений Цымбал предлагает сравнить сцену из «Путешествия в Арзрум» с официальными документами о следовании траурного кортежа. Вместо бедной пушкинской арбы и полуграмотных аборигенов – православный священник, почетный караул и даже оркестр. Все честь по чести: Грибоедов – высокопоставленный чиновник, дипломат, трагически погибший на чужих берегах, и уже поэтому достоин высочайших посмертных почестей. По словам писателя Андрея Битова, эпизод свидания появился у Пушкина только в поздних версиях записок: в первых его черновиках о Грибоедове ни слова. К тому же он постоянно переделывал его, бесконечно меняя мелкие детали.Автор идеи фильма публицист Екатерина Варкан считает, что разгадку этой странной фантазии нужно искать в дате, которой помечена встреча. 11 июня – день знакомства Пушкина и Грибоедова в 1817 году. Датируя последнее свидание на перевале тем же 11 июня, поэт, придававший огромное значение мистике цифр, не только закольцовывает историю своих с Грибоедовым непростых взаимоотношений, не только отдает дань памяти ушедшему товарищу, но и разрывает пелену молчания, окутавшую имя великого драматурга. Эпизод из «Путешествия в Арзрум» – единственный некролог, которого удостоился Грибоедов, оплативший кровью добрососедские отношения с Тегераном, длящиеся, кстати, и по сей день.Да, но при чем тут «Евгений Онегин» и «Горе от ума»? Сопоставляя факты, проводя невидимые поначалу, но столь очевидные, на поверхности лежащие параллели, авторы фильма доказывают: комедия и роман были написаны на спор. Это не что иное, как литературная дуэль двух титанов, битва, где в итоге нет проигравших, а в выигрыше – вся русская словесность. Да, никаких письменных свидетельств этого пари нет, но тот, кто умеет читать между строк, непременно увидит тонкие параллели, тихий ироничный диалог двух Александров Сергеевичей, решивших вывести на литературную арену своих современников, героев нового типа, которых позже окрестят лишними людьми.Режиссер Римма Кузьмина сняла свою «Мистификацию» для молодых людей. Чтобы познакомить их не с бронзовыми памятниками, великими и недосягаемыми, не с персонажами из учебника литературы, а с молодыми, азартными, амбициозными друзьями-соперниками.Завидовал ли Пушкин славе Грибоедова? Завидовал, и еще как. В сердцах уничтоженный авторский рукописный вариант «Горя от ума» разошелся по России в 40 тысячах сделанных до этого рукописных копий. Тираж же пушкинских произведений не превышал на тот момент двух-трех тысяч. Но и Грибоедов не мог спать спокойно: его пьеса – всего лишь комедия, низкий жанр. А запертый в Михайловском Пушкин создал «Бориса Годунова» – эпическое полотно, по мощи равное перу Шекспира. Чем ответить? Так появляется «Грузинская ночь», трагедия, увы, до нас не дошедшая.- Они пока еще живые люди, – говорит автор сценария картины, литературовед Виктор Куллэ. – Они влюбляются, дерутся на дуэлях, пьют шампанское и еще не знают, что последующие поколения исследователей будут, как под лупой, изучать каждый их жест, каждый шаг, каждое оброненное слово.- Детективный сюжет, сплошные загадки и тайны: мы очень надеемся, что наша работа зрителей заинтригует, – улыбается режиссер. – С этой версией можно соглашаться, можно спорить. Главное, не быть равнодушными. Очень не хочется, чтобы пушкинские слова о том, что люди «ленивы и нелюбопытны», относились и к нам тоже.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте