Столичные вузы при поддержке Департамента образования Москвы реализуют образовательно-просветительские, научно-методические и социально значимые проекты, проводят мероприятия, содействующие профориентации, повышению качества и доступности образования, созданию условий для культурного, интеллектуального и духовного роста москвичей.
С 2013 года Институт Пушкина реализует популярный среди школьников и родителей проект «Университетские субботы». Лучшие сотрудники вуза, имеющие огромный преподавательский и научный опыт, в увлекательной интерактивной форме рассказывают о различных аспектах филологии, истории, культурологии. Школьники помимо расширения кругозора имеют уникальную возможность побывать в вузе, ознакомиться с академической средой, стилем преподавания. В прошлом учебном году в проекте приняли участие 1650 человек, что в полтора раза больше, чем в предыдущем. Это свидетельствует о росте интереса московских школьников к русскому языку, литературе, истории и культуре нашей страны. Тематика «Университетских суббот» в 2015 году посвящена Году литературы.Участники «Университетских суббот», которых интересует научная деятельность, вовлечены в проект «Московская школьная академия» и продолжают занятия с преподавателями уже в другом формате. На мастер-классах и семинарах школьники овладевают навыками подготовки исследовательских работ. Лучшие получают приглашение участвовать в международных Кирилло-Мефодиевских чтениях – ежегодной студенческой научной конференции, посвященной Дням славянской письменности и культуры.Второй год совместно с Городским методическим центром Департамента образования Москвы для московских школьников реализуют проект «Литературное многоборье», в рамках которого проводят конкурсы диктантов, сочинений, соревнования юных чтецов, олимпиаду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти мероприятия повышают интерес школьников к творчеству русских писателей, способствуют развитию грамотности, речевых навыков, творческих способностей. Преподаватели Института Пушкина разрабатывают конкурсные задания, рекомендации для школьников по подготовке к конкурсам, проводят методические семинары для педагогов. В 2014-2015 учебном году в финальных конкурсных мероприятиях в Институте Пушкина участвовали юные москвичи из 373 школ, в нынешнем учебном году интерес к конкурсам вырос, количество школ, участвующих в «Литературном многоборье», увеличилось.Впервые в этом году при поддержке Департамента образования Москвы Институт Пушкина проводит конкурс ораторов среди школьников 8-11-х классов, инициатором которого стал председатель Российской риторической ассоциации, доктор филологических наук, профессор Владимир Аннушкин. Цель конкурса – пропаганда культуры публичного выступления, выявление и поддержка талантливых учащихся, мотивированных к углубленным занятиям словесностью.Педагогам общеобразовательных организаций адресован проект «Университетский округ» – цикл научно-методических мероприятий Института Пушкина для преподавателей русского языка и литературы столичных образовательных организаций с этнокультурным компонентом, а также реализующих образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или образовательные программы филологической направленности повышенного уровня. В рамках проекта Институт Пушкина знакомит школьных педагогов с передовым научным опытом в области преподавания русского языка и литературы, происходит обмен опытом педагогов-филологов в области реализации образовательных программ с учетом особенностей обучающихся, проходят круглые столы, которые дают возможность живого общения, обсуждения проблем, обмена опытом, научными разработками для преподавателей института, учителей и администрации школ. По итогам работы семинаров будут подготовлены методические рекомендации для учителей. В настоящее время деятельность «Университетского округа» продолжается.В этом учебном году Институт Пушкина предложил идею проведения литературного квеста для московских старшеклассников и студентов колледжей, которая была поддержана Департаментом образования Москвы. Преподаватели института разработали правила проведения и задания для квеста, в ближайшее время пройдет первый, заочный, этап квеста: образовательные организации формируют команды и выполняют задания, связанные с литературными местами Москвы. По результатам первого этапа десять лучших команд будут приглашены на финал в институт, где будут соревноваться по двум направлениям – «Русский фольклор» и «Творчество А.С.Пушкина».В Институте Пушкина работает Центр технологической поддержки образования – «Цифровой печатный двор», где для детей реализуют программы дополнительного образования, проводят мероприятия, направленные на повышение технологической грамотности и развитие системы поддержки талантливой молодежи в сфере науки, техники и технологий по направлениям лингвистики, страноведения, литературного творчества, изобразительного искусства и дизайна. Для развития существующих и апробации новых образовательных методик будут проведены мероприятия для обучающихся, педагогов и специалистов образовательных организаций Москвы. Этот проект реализуют уже второй год, в прошлом году школьники и студенты, участвовавшие в проекте, выпустили газету «Верба», которая заняла призовое место на конкурсе форума городской сети ЦТПО «Инженерный старт».Институт Пушкина осуществляет проект по созданию массовых открытых онлайн-курсов по русскому языку, литературе, истории и культурному наследию России, которые могут использовать для обучения как российских, так и зарубежных школьников. К подготовке этих просветительских курсов были привлечены ведущие научные сотрудники Института Пушкина, других организаций образования и культуры. Подготовленные материалы размещают на портале «Образование на русском» www.pushkininstitute.ru как дополнительный мотивирующий контент для изучения русского языка.Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина осуществляет экспертно-координационную деятельность по рассмотрению, анализу и экспертизе проектов по продвижению русского языка и литературы, реализуемых столичными вузами при поддержке Департамента образования Москвы. Его мероприятия и проекты стали популярными среди школьников и педагогов столицы, методические наработки Института Пушкина легли в основу концепции конкурса «Литературный венок», который проводят на федеральном уровне. Опыт взаимодействия вузов столицы с Департаментом образования Москвы демонстрирует эффективность и востребованность совместных проектов и позволяет надеяться, что совместные инициативы будут развиваться и расширяться.Елена КОЛТАКОВА, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе Института русского языка им. А.С.Пушкина Мнение по поводуИван ЛЕОНОВ, руководитель проекта «Университетские субботы» в Институте Пушкина: – Мы живем в век достаточно практичный и если объявляем в субботу тему, которая поможет школьнику в реализации его практических замыслов, например сдать ЕГЭ, то это гарантия, что аудитория будет полной, но если преподаватель интересно рассказывает, то вне зависимости от темы школьники могут прийти на его лекции и привести своих друзей. Школьники проявляют большую заинтересованность, особенно в осенне-зимний период, когда у нас бывает до ста человек. Успехом пользовалась суббота, когда праздновали Масленицу, та «Университетская суббота» была не столько обучающей, сколько реконструкцией того, как раньше на Руси праздновали Масленицу: готовили блины, проводили игры, конкурсы, старинные забавы, дети были активными участниками этого процесса. Единственное, что мы не могли сделать по правилам пожарной безопасности, – это сжечь чучело. Отзывы приходят очень добрые, я это связываю с тем, что преподаватели, участвующие в «Университетских субботах», – увлеченные профессионалы, которые могут заинтересовать своим предметом, исследовательскими наработками. Большой популярностью пользуются академичные лекции профессоров, в частности Татьяны Нестеровой, посвященные речевому этикету, или мастер-классы Елены Петривней, посвященные культуре Древней Греции и Рима. Глобальная цель этих проектов – чтобы со временем талантливая молодежь приходила к нам учиться и понимала, что филология интересна и открывает просторы для творчества.Информация к сведению«Университетские субботы» в Институте ПушкинаОктябрь – декабрь 2015 года24 октября. Практическое занятие «Учимся понимать друг друга» (язык политиков, СМИ, молодежной среды).31 октября. Лекция «Как помочь иностранцу понять русский язык?».7 ноября. Практическое занятие «Учитель истории – московское метро».14 ноября. Лекция «Средневеково ли Средневековье? Правда и мифы о «темных веках».21 ноября. «Мир русской избы». Интерактивное занятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А.Есенина.Мероприятие заявлено на городской конкурс «Лучшая «Университетская суббота».28 ноября. Лекция «Современная детская литература».5 декабря. Виртуальная экскурсия «Прогулки по Замоскворечью».Мастер-класс «Речевой этикет москвича».12 декабря. Лекция «Библия в европейской культуре».19 декабря. Практическое занятие «Как меняется язык и его носители?».Приглашаются все желающие!Предварительная регистрация на сайте http://us.dogm.mos.ruАдрес Института Пушкина: ул. Академика Волгина, 6 www.pushkin.institute
Комментарии