Цитата Константина Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» – приобрела сегодня особое значение. Современные реалии таковы, что непрерывное педагогическое образование необходимо. Специфика педагогической деятельности подразумевает постоянное саморазвитие и самосовершенствование каждого учителя.
Неотъемлемой частью работы учителя в системе московского образования стал поиск новых методов, технологий. Находясь в постоянном поиске, современный учитель использует все доступные источники: различные курсы повышения квалификации, методическую, публицистическую и научную литературу, Интернет со всеми его возможностями – онлайн-семинарами, мастер-классами и вебинарами.
Без системного и постоянного участия в семинарах, конференциях и вебинарах просто не успеть за динамично развивающейся системой образования. Учитель учится вместе с детьми, ежедневно показывая своим ученикам не только умение учиться, но и вырабатывая у них потребность в самосовершенствовании, познании и принятии нового, неординарного.
Интенсивное развитие информационных технологий изменило характер и формы коммуникации между людьми: ускорились процессы постановки проблемы, обсуждения и принятия решений, значительно расширился круг задействованных в том или ином проекте участников.
Наверное, сегодня не встретить московского учителя, не состоящего в каком-либо профессиональном сообществе, часто и не в одном. Интернет с его возможностями общения способствует виртуальному объединению групп людей по интересам.
Профессиональное сетевое сообщество – это группа специалистов, работающих в одной предметной (проблемной) профессиональной деятельности в сети Интернет. Педагогические сообщества – это ценные источники информации, в которых изучается опыт коллег, ведутся споры и обсуждения, выкладываются интересные наработки.
Создание профессионального единого информационного пространства, доступного для каждого учителя, в котором существуют возможности формального и неформального общения на профессиональные темы, распространяются успешные педагогические практики и новые образовательные инициативы, – перспективное направление развития профессиональной среды. «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов, словом, всего того, что формирует профессиональную среду» – это слова президента.
Появление сетевых сообществ – уникальная возможность профессионального роста и повышения педагогического мастерства для каждого учителя. Используя дистанционные формы обучения, мы экономим деньги и драгоценное время, приобретая колоссальные возможности общения с коллегами из разных городов и стран.
Для самообразования учителя очень важно общение с коллегами по цеху. Делясь своими наработками в профессиональном сообществе на многочисленных мастер-классах, консультативных линиях, авторских курсах повышения квалификации, учитель получает не только квалифицированную оценку коллег, но и профессиональные советы в решении проблем, а следовательно, повышается уровень профессиональной культуры. Сетевые профессиональные сообщества позволяют выбрать собственную, удобную для каждого траекторию профессионального роста.
Знакомясь с составом педагогов, участников профессиональных сообществ, понимаешь, что большинство из них профессионалы своего дела – учителя первой и высшей квалификационных категорий, призеры и победители конкурсов педагогического мастерства «Учитель года» и других значимых профессиональных конкурсов. Это очень важно, так как ответы на вопросы или решение профессиональной проблемы обсуждаются со специалистами в своей профессиональной области.
XXI информационный век предлагает учителю новые технологии, усовершенствованные средства обмена контентом, доступные технические средства обучения, что в свою очередь становится почвой для новых идей. Здесь вспоминаются слова Сенеки: «Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат».
Юлия КИМИШКЕЗ, учитель информатики и ИКТ школы №1002
Комментарии