Вариативная образовательная среда Северного округа предоставляет детям различные возможности получения качественного образования. Среди 340 образовательных учреждений – 126 общеобразовательных школ, прогимназии, гимназии, лицей, центры образования, школы с углубленным изучением иностранного языка. Чуть больше года назад руководство Северным окружным управлением образования принял на себя Виктор Николаевич Кичатов, молодой, целеустремленный, работоспособный, готовый к творческому диалогу, партнерству.
Досье «УГ»Северный округ – это16 районов, причем один – сельский,340 учебных заведений,75736 учащихся.В нынешнем учебном году открылись 251 первый класс с 6282 учениками и 226 десятых классов, где учатся 5837 учеников.В 2006 году на территории округа открыт первый окружной лицей.180 детских образовательных учреждений посещают 23567 дошкольников (в 2005 году их было 19860). Потребность в местах в ДОУ превышает возможности более чем на 1925 мест.Сегодня уже снесены 7 ДОУ, и на их месте идет строительство новых детских садиков. ДОУ переданы ведомствами округу.В конкурсе в рамках программы «Мой двор, мой подъезд» округ завоевал 6 первых мест в 8 номинациях.В новом учебном году школы получили новые учебники 236 наименований.Перед началом учебного года округ имел 376 вакансий: иностранный язык – 35, физкультура – 25, начальные классы – 21, история – 14, русский язык – 14, воспитатели групп продленного дня – 46, воспитатели ДОУ – 105. К 1 сентября 83 вакансии были закрыты, на остальные, как планируют в городе, придут студенты-практиканты из московских городских педагогических вузов.Округ принял участие в конкурсе в рамках национального проекта «Образование». Победителями стали 60 лучших учителей и 14 инновационных школ.
Технология партнерства
– Виктор Николаевич, Северный округ одним из первых начал претворять в жизнь пожелания мэра столицы Юрия Лужкова о развитии сотрудничества с регионами.
– Северный округ с большим интересом включился в эту работу. Хотя межрегиональные, международные связи развивались и в прошлые годы – у нас достаточно серьезный опыт взаимодействия с образовательными учреждениями других регионов, но в этом году работа приняла более системный, целенаправленный характер.
– С какими регионами вы работаете?
– За Северным окружным управлением образования закреплены 10 регионов Российской Федерации, страны ближнего зарубежья: Республика Беларусь (Витебская область), Азербайджан (Баку), Эстония (Таллинн), Дарницкий район г. Киева (Украина), страны дальнего зарубежья: Австрия, Испания, Италия, Нидерланды. В феврале этого года с целью расширения и углубления партнерских связей управлением образования был проведен Межрегиональный форум руководителей системы образования. Участниками форума стали представители 12 регионов и стран СНГ, которые получили возможность общения с коллегами из других регионов. Мы обсуждали важнейшие направления деятельности образовательных систем, определили перспективы дальнейшего развития взаимоотношений. Важным результатом этой работы стало подписание договоров о намерениях сотрудничества.
Наиболее тесно в настоящее время складываются взаимоотношения с Ивановской областью, Дмитровским районом Московской области, а также с Витебской областью Республики Беларусь.
Недавно мы были в Ивановской области. Мы хотели посмотреть и оценить возможности сотрудничества с сельскими районами. Там работают удивительные педагоги. Сегодня уже речь идет о создании единого образовательного пространства Иваново – Москва. Мы запланировали совместную проектно-исследовательскую деятельность. Ребята из московских школ и их ивановские друзья очень быстро нашли общий интерес, определили, над какими проектами им будет интересно работать. Их тематика очень разнообразна. Это и экология, и информационные технологии, и проблемы мира и ненасилия, и деятельность молодежных творческих объединений.
На осенних каникулах ребята из Иванова приедут к нам в гости на детскую научно-практическую конференцию, которая пройдет в школе-интернате №96. А этим летом мы организовали совместный отдых в подмосковном лагере «Чайка» для детей из Москвы и Ивановской области.
– Сотрудничество с Дмитровским районом Московской области и Витебской областью Республики Беларусь развивается столь же успешно?
– Мы активно дружим с Дмитровским районом Московской области и Витебской областью Республики Беларусь. В этом году на выставке, посвященной 75-летию Департамента образования города Москвы, мы представляли совместные проекты и очень порадовались, когда наши друзья стали призерами и дипломантами выставки.
Считаю, что обмен делегациями работников образования, безусловно, будет способствовать активному творческому процессу, инновационной деятельности, которая в свою очередь расширит возможности развития образовательного пространства и нашего округа, и регионов.
Поверьте, нам есть чему поучиться у наших коллег из регионов. Ведь такие города, как Палех или Плес, Кинешма, – неиссякаемый кладезь человеческого творчества.
– В округе не первый год реализуется международный проект с Италией. Почему именно эта страна?
– Проект «Москва – Таранто» возник из обмена детскими творческими художественными коллективами между образовательными учреждениями нашего округа и школами города Таранто. Сейчас в этом проекте уже много городов Италии – от севера до юга, и число желающих присоединиться к проекту растет.
Наша работа идет по таким направлениям, как изучение русского языка в итальянских школах, итальянского у нас, организация детских лагерей в Италии и России, проведение конференций по проблемам дидактики мира, – кстати, в этих конференциях приняли участие страны, сотрудничающие в международном проекте «Орион», – Англия, Греция, Швеция и др., обмен делегациями учителей, стажировка преподавателей, открытые уроки, мастер-классы, молодежные интернет-форумы.
И очень хорошо, что в Северном округе есть сильные специалисты по языкам, есть школы, которые изъявили желание изучать итальянскую культуру. В подобных международных проектах участвуют около 15 учреждений, за каждым из которых стоит 500-800 ребят.
– А чем привлекает проект наших зарубежных коллег?
– Вы знаете, проект обладает удивительной притягательной силой – к нему подключились вузы округа, такие как Университет печати, Государственный университет природообустройства, Московский гуманитарный педагогический институт. Это очень важно для итальянской стороны: студенческие обмены, стажировка, языковая практика.
Должен сказать, что наши школы сотрудничают со многими странами, и везде мы видим, как много общего у нашей молодежи, как много проблем, нас объединяющих, и как много вопросов мы можем решить вместе.
– Чувствуется, вы планомерно завоевываете мир. Какая страна на очереди?
– Планов у нас много, руководители учреждений активно предлагают новые проекты, развивают новые связи, ищут друзей и у нас, и в других странах.
Красоту создаем вместе
– Каких учителей сегодня не хватает в округе?
– Вы можете не поверить, но на конец года у нас не было вакансий. Хотя потребность в высококвалифицированных специалистах остается. К началу учебного года понадобятся учителя иностранного языка, филологи, географы. И мы готовы принять около 300 учителей. В связи с изменившимися требованиями к преподаванию такого курса, как основы безопасности жизнедеятельности, остается проблема подбора квалифицированных кадров. Мужчина, военный в отставке, с высшим образованием, психологически готовый к работе с подростками, – именно таких преподавателей нам не хватает.
– В прошлом году 706-я школа Северного округа победила в городском конкурсе «Мой двор, мой подъезд». Благоустройство пришкольной территории тоже находится в ведении управления образования?
– Это общая заслуга целого сообщества – органов исполнительной власти, педагогического, родительского и ученического коллективов. В прошлом году школе №706, одной из лучших школ округа, с физико-математическим профильными классами удалось добиться творческого переосмысления отношения к оформлению пришкольной территории, объединить единомышленников, сформировать функциональное единство содержания и эстетики. Что и принесло заслуженный успех.
Сегодня у нас есть и другая интересная задумка в области интерьера. Совместно с ГИБДД мы оформили территорию детского сада как площадку по изучению правил дорожного движения. Территория оформлена, как настоящая городская магистраль с переходами, зебрами, автобусными остановками, дорожными знаками. Мы договорились с колледжем, что учащиеся швейного отделения изготовят форму для всех участников движения – регулировщиков, милиционеров, водителей.
– Чувствуется, вы решили в очередной раз победить!
Экзамены –
не показатель элитарности
– С принятием нормативного финансирования у вас началась другая жизнь?
– Конечно, мы оказались в достаточно сложной ситуации, в которой каждому руководителю необходимо хорошо владеть финансово-экономическими навыками. Но это не главная проблема. Дело в том, что в столичном регионе бюджет складывается из потребности школы. Мы просчитали, во сколько обходится государству один обучающийся (тепловая энергия, электричество, заработная плата, питание, транспорт и даже указка). При этом мы учли и классы с углубленным изучением предметов. Сегодня нашим учебным учреждениям в рамках бюджетного финансирования будет выделено достаточное количество средств для обеспечения себя самым необходимым, за исключением капитального и текущего ремонта. Тревожит ситуация со школами, в которые с каждым годом приходит все меньше и меньше детей.
– Плохо учат?
– Причин много, и не все столь однозначны. Есть у нас в округе одна школа с невысокой наполняемостью, рядом с которой не построили ни одной новостройки. А возить туда детей родители не будут, есть школы рядом с домом.
– А если на этой базе создать суперэлитную школу?
– Не понимаю я эту элитарность. В чем она?
– Обычно ее провоцируют родители, когда приходят в первый класс и говорят: а мы бы хотели еще два дополнительных часа в неделю заниматься английским.
– «Хочу» родителей можно понять – для всех свой ребенок самый умный, талантливый. Но о ребенке также надо подумать и, наверное, в первую очередь о его здоровье – выдержит ли он психоэмоциональные и учебные нагрузки. И не рано ли в этом возрасте выбирать за ребенка пирамиду его будущего развития. Иногда это слишком дорогая цена за родительские притязания.
На мой взгляд, главное – создать для ребенка доброжелательную образовательную среду, позволяющую удовлетворить все познавательные интереы.
– И все-таки, возвращаясь к элитному образованию, почему вам так не нравится это название? Вот, к примеру, «класс-центр» Сергея Казарновского…
– Я бы не сказал, что это элитная школа, скорее ее можно назвать уникальной. Во-первых, такая форма обучения, как «класс-центр», вообще единственная. И Казарновский тоже единственный. Второго такого нигде нет. Здание этой школы строили 6 лет под его руководством по индивидуальному проекту. И он не просто директор школы, он ее художественный руководитель. Может быть, элитное образование – это лучшее, особенное, соответствующее интересам именно данной личности. А что вы понимаете под словом «элитное»?
– Образование, для получения которого ребенку нужно преодолеть некоторые трудности – собеседование, конкурсы. Показать какие-то способности, доказывающие, что ты можешь учиться в сильных классах.
– Я не готов согласиться с таким определением! Скорее элитное – это наиболее качественное образование, дающее базу для развития интеллектуальных способностей, для дальнейшего профессионального определения личности. А экзамены, предположим, можно в любой школе сделать, чтобы создать иллюзию трудности поступления. А вот реально сделать школу с настоящим глубоким изучением предметов на уровне гимназического или лицейского цикла – это задача не из легких.
Комментарии