Вообще-то у нас, педагогов, с дружбой на практике как-то не очень получается.
С одной стороны, встретив где-либо на “нейтральной” территории незнакомого человека и узнав, что он – учитель, мы моментально проникаемся взаимной симпатией, раскрываем душу, откровенно вываливаем друг другу груз одинаковых проблем. И готовы делиться с ним собственным опытом, помогать в чем только возможно.
С другой стороны, по отношению к коллегам из соседних школ мы зачастую испытываем некое ревностно-недоверчивое чувство конкурента, постоянную готовность иронизировать над “их” достижениями. В последние годы это особенно обострилось, так как конкуренция за хороших учеников, которая была всегда, постепенно переходит в конкуренцию за ученика вообще. Рынок есть рынок, покупатели (родители) идут туда, где им предлагают товар более высокого качества (образование). В результате некоторые школы уже сегодня находятся на грани закрытия. Наверное, это хорошо, естественный отбор должен идти, иначе вид гибнет, но это никак не способствует дружбе между школами.
А ведь когда-то существовала прекрасная традиция дружбы школ разных регионов между собой. Мы обменивались группами детей с учителями, ездили в летние трудовые лагеря, переписывались. Тогда понятие, например, “школы Липецка”, было для многих московских школ связано с совершенно конкретными, хорошо знакомыми людьми. Последнее десятилетие успешно развалило и эту систему.
Необходимость “дружить домами”, особенно с сельскими коллективами, иметь школы-побратимы давно ощущается подавляющим большинством московских педагогов. Потребность эта обусловлена, в частности, развалом системы летних детских лагерей труда и отдыха. Лагеря, правда, еще есть, но стоимость путевок туда такова, что подавляющее большинство родителей просто не в состоянии этого себе позволить. Вот и гуляют наши дети летом по асфальтовым полям, среди потоков автомобилей, вдыхая бензиновые ароматы, наживая астму, аллергию, гипертонию и прочее. А потом упрекают школу в том, что она губит их здоровье.
Последние три года высшая власть успешно выстраивает свою “вертикаль”. Пора и нам начать наполнять эту вертикаль смыслом развитых “горизонтальных” связей, пора осознать, что непременное условие успешности нашей деятельности – объединение.
Но для школ налаживание подобных контактов между собой сопряжено с массой технических трудностей. Нужно где-то и с кем-то познакомиться, наладить отношения, получить одобрение вышестоящих инстанций, оформить все юридически…. При нынешней повседневной и ежечасной замотанности это становится, мягко говоря, малореальным, да и деньги на подобную деятельность нигде и никем не предусмотрены.
Хорошо, что стремление к взаимодействию “снизу” находит сегодня понимание и поддержку “сверху”. Недавно в Западном округе Москвы произошло событие, которое, в определенном смысле слова, можно назвать знаковым. К нам приехала группа руководителей образовательных учреждений Псковской области для совместного подписания соглашений о сотрудничестве с образовательными учреждениями Западного окружного управления Департамента образования. Среди них были руководители школ, гимназий, дошкольных образовательных учреждений, центров дополнительного и профессионального образования. Подобное стало возможным только благодаря тому, что руководители образовательных ведомств, начальник Западного окружного управления образования В.А. Бадил и начальник Главного управления образования Псковской области В.В.Емельянова не просто поддержали стремление к объединению, но и взяли на себя инициативу в этой деятельности. Была проведена огромная подготовительная работа, решены все организационные проблемы и, что, пожалуй, не менее важно, финансовая сторона вопроса.
Надо сказать, это была не первая встреча. Уже несколько лет наше Западное окружное управление образования поддерживает связь с Псковом, Минском, Брестом. В марте прошлого года директора образовательных учреждений побывали в гостях в Великих Луках, подлечились в санатории на Псковщине.
Нынешняя встреча двадцати пяти пар директоров-псковитян и москвичей прошла по-родственному тепло и дружественно. Вначале пары руководителей разъехались по лучшим образовательным учреждениям округа для личного знакомства. Как впоследствии говорили гости, было у них опасение столкнуться с определенным столичным снобизмом, но оно оказалось напрасным. Да и какой мог тут быть снобизм! Когда я беседовал с приехавшим к нам в школу директором Палкинской средней школы Николаем Богдановым, у меня порою возникало ощущение, будто мне приходится вставать на цыпочки, чтобы соответствовать уровню его школы. Нет, у нас хорошая школа, смею надеяться, одна из лучших в округе, но когда я узнал, что их учебное заведение было основано еще в 1866 году, что в нем работают четыре заслуженных учителя России, четыре обладателя Соросовских грантов, что 50% учителей сегодняшней школы – это ее выпускники, что у них 65 (!) реально действующих кружков и секций, ведется профессиональная подготовка учащихся, мне стало по-доброму завидно. Захотелось посмотреть, перенять, поделиться тем, что есть у нас.
После посещения школ все собрались вместе для подписания документов. Договор, который мы подписали, предусматривает обмен школьниками с целью взаимного участия в проектах, занятиях и школьной жизни, включая проведение совместных олимпиад, образовательных и культурных программ, спортивных соревнований, экскурсий, обмен преподавателями, учебно-методическими материалами, в том числе в рамках совместных страноведческих курсов и стажировок, семинаров, конференций и т.п. Если перевести все это на нормальный язык, то это значит, что школьники и учителя Псковской области теперь смогут съездить в Москву, не выкладывая за это безумные деньги, а московские – вырваться из каменных джунглей города на нормальную российскую природу, что теперь у нас будет реальная возможность обменяться тем бесценным опытом, который мы накопили.
Встреча завершилась на загородной базе “Паведники”, где на занятиях по секциям решались уже более конкретные вопросы. Не буду вдаваться в подробности, но все, что решалось, так или иначе было продиктовано заботой о детях и педагогах.
Последнее особенно радует потому, что забота об учителе в документах правительства выглядит скорее декларативно, чем наполненной реальным содержанием. В прошлом году мне пришлось поработать в качестве консультанта в одной из комиссий Государственной Думы РФ. В частности, меня просили проанализировать тематику экспериментальных площадок на предмет разработки проблемы заботы об учителе. Так вот, из примерно 500 площадок данной проблемой в России занимается единственная, кстати тоже провинциальная, федеральная экспериментальная площадка: г. Усть-Илимск, средняя общеобразовательная школа N2. Направление ее деятельности – “Создание системы психолого-педагогической поддержки учителей в общеобразовательной школе северного города в целях стабилизации их нервно-психического здоровья”.
Видимо, проблема психического здоровья учителей на севере Иркутской области приняла достаточно серьезные масштабы. Впрочем, и в Москве это довольно актуально.
Складывается впечатление, что наше общество по отношению к учителю занимает сугубо потребительскую позицию, задаваясь целью подготовить себе возможно более грамотного специалиста, воспитать в нем идеи необходимости служения себе (обществу), а затем заставить работать на себя, не предоставляя ему почти никаких социальных гарантий. И за нищенскую зарплату.
Хотелось бы надеяться, что возрождение дружбы и взаимодействия между педагогами Москвы и Пскова станет не просто очередным экспериментом, а серьезным шагом в процессе восстановления того, что мы утратили. Никто о нас не позаботится, если мы этого не сделаем сами. Давайте для начала хотя бы подружимся домами или семьями, а там и заботиться друг о друге начнем.
Василий ВАШКОВ,
заместитель директора школы N1004
Москва
Комментарии