Руководитель Департамента образования Москвы Любовь КЕЗИНА и министр образования Республики Беларусь Александр РАДЬКОВ подписали договор о сотрудничестве
Александр РАДЬКОВ:
– Делегация Беларуси с большим интересом познакомилась с выставкой московского образования на ВВЦ – это живая, интересная выставка, потому что там есть педагоги, дети, невозможно не подойти к какой-то экспозиции, каждая сделана с таким вдохновением, что оно тебе передается и пробуждается очень большой интерес к сделанному и представленному. Важно еще и то, что выставка рабочая, все есть, все происходит в жизни, везде на выставке можно получить вполне конкретную консультацию. Я много задавал вопросов специалистам, ведь много общих проблем, которые решают педагоги и Москвы, и Беларуси, в том числе и в профессиональном образовании. Системы образования близки по подходам, по наработкам, нам есть что перенимать, потому что мы похожи по проблематике, а значит, можем заниматься многими проблемами вместе. В Московском городском психолого-педагогическом университете мы обсуждали проблемы работы учителя начальной школы. Это очень емкий, непростой вопрос. Например, у нас дети начинают изучать компьютер с пятого класса, у вас – с первого, а то и с детского сада. Какая же должна быть подготовка у педагога в начальном звене, чтобы вести такую работу?! Чтобы дать основы речи, письма, счета и еще помогать детям овладевать информационными технологиями, компьютерной грамотностью? Есть проблемы и в учебно-методическом обеспечении. Понятно, что тут огромную роль играет человеческий фактор – учитель, что нужен бумажный носитель – учебник, книга, электронный носитель – компьютер. Но как все это должно сочетаться?! Мы сейчас уже почувствовали, что нужно об этом думать серьезно. Еще одна проблема, – президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко нам на нее указал, сказав, что познакомился с программой и увидел: из русской литературы уходит русская классика, а это недопустимо. Да, все так и происходит, но нам надо найти тот объем, тот возрастной уровень, то сочетание литературы с видео- и аудиоинформацией, чтобы обучая, не потерять духовность. В то же время нужно думать о том, чтобы не перегрузить ребенка. Мне понравилось, что московские коллеги разрабатывают практически индивидуальные траектории обучения, предполагая, что ребенок не должен быть перегружен, но, с другой стороны, он не должен быть и недогружен, иначе в его жизни появятся наркотики, станет сильнее негативное влияние улицы и так далее. Мы же видим, как это происходит в той же Франции, когда на улицы выходят те, кто живет на пособие и не занят работой или учебой. Мне понравилось, что на московской выставке представлены все ступени образования, в том числе дополнительное образование. Дети сами туда идут, мне было приятно слышать, что правительство Москвы финансирует работу секций, кружков, детских творческих объединений. Это государственный подход. Москва работает с разными категориями детей, и мне очень понравилась школа «Шанс». Уникальная ситуация, с какой я не встречался никогда: малолетние правонарушители занимаются проектной деятельностью и в процессе творческой работы реабилитируются, возвращаются в детство. Им нравится в школе, они уже посадили в теплице перец, помидоры, занимаются на тренажерах. Парадоксально, но семь подростков, которые по суду были определены в «Шанс» и должны уже уйти оттуда после окончания учебного года, просят оставить их в школе, потому что им там хорошо. Получается, как говорит Любовь Петровна, очень интересно: дети просят их за хорошее поведение и хорошую учебу оставить в школе для малолетних преступников на второй год. Я такого не видел, но я свидетель того, как малолетние правонарушители участвовали на равных с обычными детьми в выставке и представляли свою школу, говорили о ней с болью за судьбы своих сверстников и педагогов. Мы когда-то вышли из единого образовательного пространства, но, по существу, не разошлись. Эта выставка, то, как мы с Любовью Петровной друг друга дополняем, говорит о том, что нам надо держаться вместе, на одних позициях, потому что мы едины по своей родословной, по своим историческим корням, по идеологии восточного славянства. Важно и то, что у нас одинаковая экономика образования. Все это позволяет нам брать друг у друга какие-то наработки, использовать их в своей работе, чтобы не изобретать велосипед.
Мы давно думали с Любовью Петровной о том, чтобы наладить плодотворный процесс сотрудничества, в результате возник договор о сотрудничестве. В рамках соглашения мы знаем, что нам нужно делать, и мы это сделаем – результативно и с хорошим качеством.
Любовь КЕЗИНА:
– У нас давно налажено сотрудничество московских и белорусских школ, идет обмен делегациями, программами, технологиями, наши дети и педагоги вместе отдыхают, проводят экскурсии, пишут совместные учебники и книги, занимаются патриотическим воспитанием. У нас много общего, и это не может не радовать.
К тому соглашению, которое мы подписали с Александром Михайловичем, у нас есть все основания сделать еще и реальный план сотрудничества, совместных действий, чтобы каждый пункт соглашения можно было развернуть и действительно договориться о том, что мы можем сделать в том или ином направлении. Когда на следующий год мы будем проводить «Дни московского образования на ВВЦ», уверена, что на выставке будет большая экспозиция белорусского образования. В прошлом году я предлагала министру образования и науки РФ Андрею Александровичу Фурсенко и руководителю Федерального агентства по образованию Григорию Артемовичу Балыхину сделать выставку «Образовательный форум» не в Сокольниках, а на ВВЦ в павильоне №69. В этом году они не приняли нашего предложения, надеюсь, что в следующем форум пройдет на ВВЦ.
Юрий ГОРЯЧЕВ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:
– Мы провели Дни образования Республики Беларусь в Москве. Наши отношения закреплены в документах о сотрудничестве, подписанных правительством Москвы и правительством Республики Беларусь. Московские учебные округа подписали договоры о сотрудничестве с районами Беларуси, три столичных округа и три белорусских района стали побратимами, идет обмен делегациями, опытом педагогической работы.
Александр ЖУК, первый заместитель начальника Управления образования Брестского облисполкома:
– Специфика нашей области заключается в том, что возможность получить образование (особенно высшее, которым мы долгие годы после распада СССР были обделены) в последние годы существенно возросла. За пятилетку количество студентов увеличилось практически в два раза, скоро мы приблизимся к тому, что каждый второй выпускник общеобразовательной школы будет поступать в вуз. В 2003 году был открыт первый за годы независимости Республики Беларусь вуз в городе Барановичи, сейчас ведется подготовка к открытию еще одного вуза на территории Брестчины – Полесского университета, после чего на нашей территории будут работать четыре вуза. Достаточно серьезно, профессионально ведется подготовка специалистов в среднем специальном звене, на территории области у нас 17 средних профессиональных учебных заведений, причем два – частные, 30 профессионально-технических учреждений готовят рабочих практически всех специальностей.
Брестчина всегда была рубежом нашего общего государства, там очень много мест, которые роднят русских и белорусов, напоминают об общей истории. Поэтому в программе нашего сотрудничества есть именно эта историческая страница. Сейчас школьники из России приезжают к нам, восхищаются природой нашего национального заповедника Беловежской Пущи, гордятся героическими страницами нашей общей истории, когда посещают мемориальный комплекс Брестской крепости. Очень широко проходили мероприятия, посвященные 60-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, мы признательны всем, кто посетил Брестчину, где немало пролито крови защитниками Родины. Среди школьников СНГ проводилась международная олимпиада по русскому языку, белорусские участники из брестской гимназии №1 заняли первое место. У нас русский язык – национальный, государственный, то, что мы столь успешно участвуем в таких олимпиадах, помогает нам еще лучше понимать друг друга, поддерживать, самое главное, мы закладываем это в основу деятельности тех дипломатов, которые будут вести наше союзное государство в будущее. Приглашаю всех, кто еще не был в Беларуси, побывать там, а мы встретим, поможем, окажем содействие на Брестской земле.
Информация к сведению
За последние 10 лет в Республике Беларусь уровень грамотности взрослого населения вырос до 99,7%, грамотность молодежи в возрасте от 15 до 25 лет – до 99,8%, а численность студентов возросла со 170 до 380 человек на десять тысяч населения.
Сегодня в республике есть законы «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», начата подготовка Кодекса об образовании. За 10 лет расходы на образование увеличились в полтора раза и в 2005 году составили 6,9% от ВВП.
За последние 5 лет зарплата работников образования выросла в 4 раза, в 2005 году – на 37%.
В Беларуси обеспечено внедрение социальных стандартов в области образования, решается важнейшая задача – создание равных условий для обучения городских и сельских школьников, за истекшее пятилетие число детей, посещающих дошкольные учреждения, выросло с 71 до 81%, 100% детей пятилетнего возраста охвачены подготовкой к школе – подобных примеров в мировой практике единицы.
Поэтапно осуществляется переход к 10-летнему обязательному и 12-летнему общему среднему образованию, который в соответствии с планом будет завершен к 2010 году, одновременно школа перешла на пятидневную учебную неделю – считается, что это одна из мер, направленных на укрепление здоровья нации.
Белорусская школа полностью обеспечена национальными учебниками, а по отдельным предметам – учебно-методическими комплексами, за пять лет издано более тысячи наименований учебной литературы, сейчас перед авторскими коллективами стоит новая задача: при сохранении фундаментальности материала сделать учебники более доступными по содержанию и привлекательными.
Еще пять лет тому назад дети с особенностями психофизического развития были обречены на изоляцию от общества, а часть из них не получала образования вообще. В настоящее время в общеобразовательных школах по месту жительства семей обучаются 53% от общего числа детей с особенностями психофизического развития.
В Беларуси сохраняется и развивается система профессионально-технического образования, которая активно встраивается в новые экономические условия: прием по договорам с организациями-заказчиками, обучение идет по двум и более специальностям. В содержание образования включаются самые современные производственные технологии.
Число студентов в республике уже превысило 383 тысячи, и можно сказать, что свершился переход к массовому высшему образованию.
Леонид СТЕПАНОВ, первый заместитель начальника Управления образования Витебского облисполкома:
– В нашей области более шести с половиной тысяч населенных пунктов, в каждом селе более 30 дворов. Соответственно это накладывает свой отпечаток на систему образования, которая состоит более чем из полутора тысяч учебных заведений – по семьсот школ и детских садов, а также других учреждений социального назначения. В любом случае при управлении системой мы во главу угла ставим ученика, давая ему возможность получить качественное образование, даже если он живет в селе. Здесь мы идем различными направлениями, создавая условия в школах районных центров, и сначала эти школы становятся опорными, а потом постепенно, по мере укрепления и создания соответствующей материальной базы, – гимназиями, обслуживают весь район. Если для ученика недостаточен уровень предлагаемого ему образования, а он уже проявил себя, свои неплохие способности, то под Витебском в населенном пункте Лужеста специально открыта гимназия-интернат для одаренных ребят из сельской местности. Там собраны 30% победителей международных и республиканских олимпиад, мы с помощью сильных педагогов (как правило, уже не школьных) готовим гимназистов к поступлению в вузы. Таким образом, система образования на селе построена так, чтобы ученик нашел себя. У нас так же, как и в России, есть программа «Школьный автобус», ежегодно каждый район получает по автобусу (мы их закупаем в России), это помогает нам решить проблему подвоза детей из малонаселенных пунктов в опорные школы. Городские школы развиваются немного по-иному, есть гимназии, лицеи, и тут, несомненно, лидирует Витебск, а ребята из Орши, Полоцка показывают неплохие результаты на республиканских и международных олимпиадах. Мы уже подходим к определенному этапу реформирования школы, уже восемь лет идет работа, когда класс за классом начинают учиться по новой программе по новым национальным учебникам, базовая школа становится десятилетней и обязательной для всех плюс появляется еще профильная школа. В рамках подготовки к реализации модели профильной школы мы предлагаем любому образовательному учреждению изучение предметов на различных уровнях для того, чтобы дети потом могли определиться и продолжить учебу в той школе, где это для них желательно и возможно по силам и способностям, для этого нужно сделать так, чтобы у разных школ не было разбежек по программам. Опыт работы педагогических коллективов доказал, что победа осталась все же за двенадцатилетней школой. В наших школах прижилась также десятибалльная система оценки знаний и уже потихонечку забылась пятибалльная, у нас стало престижным получение высшего образования, и каждый выпускник школы считает для себя честью поступление в вуз, причем не только в вузы Республики Беларусь, но и в московские, питерские, вузы других стран, определяя для себя, что высшее образование для него значимо.
Наталья БАРАНОВА, ректор Минского государственного лингвистического университета:
– Сначала мы посетили Московский государственный лингвистический университет, с которым у нас долгие годы развивается плодотворное сотрудничество. Нас принимала ректор Ирина Ивановна Халеева. Мы с ней очень дружим в научном, методическом, учебном плане. Надо сказать, что когда нам предлагали стать Белорусским государственным лингвистическим университетом и тем самым повысить наш статус, мы отказались, чтобы сохранить ту же аббревиатуру, что есть у нашего московского вуза-друга. Но самое сильное впечатление осталось, конечно, после посещения Московского городского психолого-педагогического университета. Встреча с его ректором Виталием Владимировичем Рубцовым – незабываема, знакомство с ним доставило колоссальное удовольствие. Университету удалось так выстроить работу, что видна тесная связь с наукой, они студентов окунают в будущую работу, направляя на практику в приюты, детские дома, пробуждая в них чувство сострадания, милосердия, желание помогать детям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства. Потрясла та работа, которую университет проводит с детьми-инвалидами, давая им шанс для нормальной, полноценной взрослой жизни в будущем. А Центр экстренной психологической помощи, который спешит на помощь всем тем, кто попадает в беду, и оказывает им реальную помощь! У нас есть городской и республиканский центры социально-психологической помощи, но так, чтобы быть ассоциированными с высшим учебным заведением, они, конечно, пока не работают. Москва как целая страна, каждый округ похож на большой город. Российской столице нужно много учителей, после посещения университета я поняла, что с точки зрения подготовки педагогических кадров с помощью городских вузов она хорошо защищена. Мне понравилось, что в Москве есть целевой набор в педвузы, что московские выпускники городских вузов работают на последнем курсе целый год в школах, получают соответствующий разряд и могут потом иметь хорошую зарплату. Это, конечно, молодежь в образование привлекает. У нас в Белоруссии тоже есть целевой набор, но он связан в основном с чернобыльскими проблемами – мы готовим учителей для школ, находящихся в небольших городах и селах Чернобыльской зоны, готовим давно, и, казалось бы, за эти годы рынок должен был бы педагогами наполниться. Но проблема состоит в том, что пять лет обучения – большой срок, приезжают очень талантливые дети, которые учатся на пятерки, а к пятому году кто-то из студенток выходит замуж, кого-то из студентов берут в аспирантуру, поэтому приходится набирать на учебу все новых и новых ребят. Московский опыт мы будем изучать и перенимать.
Будучи в Москве, мы все время проводили параллель между мэром столицы Юрием Михайловичем Лужковым и нашим президентом Александром Григорьевичем Лукашенко. И тот и другой, я бы сказала, вдохновенно, серьезно, по-умному заботятся о наших системах образования. И тот и другой лидеры пришли в политику, не имея ни команды, ни поддержки, и все создавали практически с нуля. Они всё выдержали, выстояли. У Александра Григорьевича были непростые выборы на пост президента, но за него голосовали рабочий класс и крестьянство, за Юрия Михайловича всегда дружно голосуют москвичи.
Мы читаем «Учительскую газету» и надеемся, что до нас будет доходить и «Учительская газета-Москва», потому что нас интересует все, что происходит в системе образования Москвы.
Комментарии