search
main
0

“Дружественный” огонь Ученые утверждают, что это – следствие соперничества в вооруженных силах

В современной войне одна из самых серьезных опасностей для войск заключается в сложности определить, кто перед тобой – друг или враг. В первые дни американо-британского вторжения в Ирак американская ракета Patriot сбила британский истребитель-бомбардировщик Tornado, а около Басры один британский Challenger уничтожил другой. Затем, повторив печальный опыт событий 1991 года, американский самолет A-10 уничтожил британскую бронированную машину. Позже подобные инциденты периодически повторялись.
Как пишет New Scientist , на первый взгляд все эти инциденты выглядят как несчастные случаи, неизбежные по причине неточностей военных технологий XXI века. Однако, отмечает издание, правда гораздо трагичнее. Как утверждают эксперты по безопасности, винить в таких случаях стоит культуру соперничества, которая распространена в вооруженных силах. То, как расследуются инциденты “дружественного” огня – выискиваются конкретные лица, виновные в происшествии, а не организационные огрехи, – означает, что военные планировщики, возможно, так никогда и не поймут коренную причину этих инцидентов.
Конечно, на поверхности лежат технические ошибки. Для выявления местонахождения врага на максимальных дистанциях при низкой видимости американские и британские силы в Ираке используют тепловые датчики или радары. То есть, говорит Скотт Снук, экс-президент Center for Leadership & Organizations в военной академии Вэст-Поинт в Нью-Йорке, а теперь – глава Школы бизнеса в Гарварде, чаще всего военнослужащие допускают ошибки тогда, когда они не в состоянии увидеть потенциальную мишень собственными глазами. По сведениям армии США, именно ошибка в программе привела к тому, что система Patriot идентифицировала Tornado как приближающуюся ракету.

“Как показывает история, фратрицид является неизбежной составляющей войны”, – говорится в докладе Британской счетной палаты (National Audit Office) от 2002 года. Однако количество инцидентов “дружественного” огня могло бы быть гораздо меньшим, и этого можно достичь не только с помощью новых технологических решений. “Более серьезная проблема заключается в духе соперничества в вооруженных силах и в разнице культуры армии и авиации, – отмечает Снук. – Чаще всего именно эти факторы провоцируют “дружественный” огонь”.
Он напоминает о том, как в 1994 году над северным Ираком в зоне, закрытой для полетов, американские самолеты F-15 сбили два американских вертолета Black Hawk, в результате чего погибли 26 военнослужащих. Тогда трагедия произошла потому, что у пилотов F-15 не было информации о том, что в этом районе должны появиться вертолеты.
На вопрос о том, почему Black Hawks не были внесены в расписание боевых заданий авиации на тот день, ответственный за составление расписания ответил: “Мы не считаем вертолеты авиацией”.

еликобритания продолжают расследование несчастного случая с Tornado, однако, похоже, метод STAMP применять не собираются. “Расследование будет таким же, как любое другое расследование”, – сообщила представитель Раф, добавив, что на этот раз оно может окончиться быстрее, поскольку армия США признала свою ответственность.
Однако неполные результаты расследования – это только часть проблемы, отмечает Снук. В ходе расследования вооруженные силы получили новые правила, которые, по идее, должны предотвратить повторение подобных инцидентов. Тем не менее они “могут принести больше вреда, чем пользы”, подчеркивает Снук. “Появляется столько правил, что люди просто не могут нормально делать свою работу. Поэтому они начинают нарушать правила, – говорит он. – А когда все нарушают правила, тогда и происходят несчастные случаи”.
Снук занимается вопросами безопасности, опираясь на личный опыт. В 1983 году он служил в воздушно-десантной дивизии U 82 в Гренаде и попал под “дружественный” огонь своих сограждан. “Я просто не мог поверить в то, что прекрасно обученные и располагающие лучшим в мире оборудованием люди могли допустить такие ошибки. Теперь, 20 лет спустя, я думаю о том же”, – вздыхает он.

Когда верстался номер

В минувшее воскресенье на севере Ирака американский самолет разбомбил колонну курдов, в составе которой были две машины со спецназовцами армии США.

По сообщению британской телекомпании Sky News, удар по своим нанес экипаж истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle. Это случилось примерно в 30 милях от города Мосул.
По данным Центрального командования, отряд американских спецназовцев потерял четверых убитыми и еще пять человек ранеными. А руководство Курдской демократической партии сообщило, что 18 курдских бойцов были убиты и 45 ранены.
Легкое ранение в ногу получил и корреспондент BBC News Джон Симпсон, заявивший, что бомба взорвалась в четырех метрах от него. По его мнению, американские летчики спутали колонну с иракским танком.
Представитель Центрального командования в Катаре заявил, что американские военные приступили к расследованию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте