Ярмарка всегда ассоциируется со словом «праздник» и по сути им является. На ее ярких развалах всегда можно найти нечто необыкновенное, и, конечно, себя показать, и людей посмотреть. А уж на ярмарке сети учебных фирм даже любому взрослому есть где отвести душу. Например, с помощью безлимитной кредитной карты купить три дома на берегу лесного озера, или заказать столик в оригинально оформленном ресторане, или завести животное-робота, или обеспечить всех близких и друзей одеждой со световозвращающими элементами. В общем, сделать невозможное возможным.
Но если для умудренного жизненным опытом гостя ярмарка учебных фирм – это веселое приключение, то для «сотрудников» фирм все по-взрослому. Чужое ярмарочное приключение им нужно оформить по всем правилам и предоставить заказчику качественный продукт или услугу. И то, с какой ответственностью и серьезностью ребята подходят к работе, не может не вызывать уважения.Региональная ярмарка сети учебных фирм «Делаю, познаю!» проводится в Петербурге в третий раз. Ее площадкой традиционно становится Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО), по чьей инициативе и появился данный проект. В этом году в работе ярмарки приняли участие почти 170 школьников и педагогов из Петербурга и Ленинградской области, представив на суд жюри 13 фирм.До того как оказаться на ярмарочных местах и продемонстрировать гостям умение привлечь покупателя и заключить договор, ребятам нужно было пройти несколько конкурсных испытаний. Например, принять участие в конкурсе промоакций и конкурсе рекламных роликов. Для оценивания конкурсов и работы на ярмарке было создано три состава жюри: профессиональное, состоящее из деловых партнеров – представителей реального бизнеса и преподавателей Санкт-Петербургского государственного экономического университета; учительское, состоящее из слушателей курсов повышения квалификации по программе «Реализация системно-деятельностного подхода как технологическая основа ФГОС», и директорское, состоящее из директоров учебных фирм, которые оценивали конкурс рекламных роликов и определяли победителя в номинации «Приз директорских симпатий» (лучший видеоролик).Как пояснила старший преподаватель кафедры инновационных образовательных технологий СПбАППО, координатор городского методического объединения учителей технологии «Учебная фирма» Светлана Юрак, новинкой данной ярмарки стала номинация «Готов к международному сотрудничеству». Среди членов учительского жюри были педагоги английского языка, которые, делая заказ в учебных фирмах, говорили по-английски. Таким образом появилась возможность оценить умение ребят свободно говорить и общаться, что позволит в дальнейшем успешно взаимодействовать с зарубежными партнерами, ведь во всем мире существует более 7600 учебных фирм.Что касается самих ребят, то любопытно было узнать, как им удалось организовать работу фирм, подобрать коллектив, выбрать товар или услугу, которую они хотели бы предложить населению. По словам «директора» фирмы «Трихаус» из гимназии №524 Московского района Всеволода Катаева, идея о том, какой услугой заниматься или какой продукт продавать, всегда рождается усилиями коллективного разума. Но бывает так, что есть сторона, не согласная с решением большинства, и в этом случае можно организовать две учебные фирмы.Подобная ситуация, например, произошла у ребят из гимназии №529 Петродворцового района. В результате коллективного «мозгового штурма» появились две фирмы – «Антарес» и «ЛИСАН». В первом случае школьники создали необычное кафе с космической символикой, а во втором случае фирма занялась выпуском толстовок с элементами световозвращения. Причем десятиклассник Борис Крутиков настолько увлекся идеей создания помогающей пешеходу одежды, что практически в одиночку раскрутил собственное дело.Но вообще «работать» в фирме непросто, признаются ребята. Особенно исполнять обязанности «директора». К примеру, десятиклассник и по совместительству «директор» кафе «Антарес» Дмитрий Наумкин столкнулся с тем, что чрезвычайно тяжело заставить коллектив работать. Мало того, работа не выполняется в срок, хотя срок четко определяется, и, если не напоминать о нем, работа будет стоять.К тому же коллектив фирмы создается из одноклассников, поэтому трудно соблюдать субординацию, отсюда возникают проблемы с коммуникацией. Однако, как считает Дмитрий, в любом случае руководителю фирмы нужно понимать, что все вопросы можно решить. И если не переговорами, то санкциями. Хотя, как отмечает учитель музыки и МХК гимназии №529, куратор учебной фирмы Вероника Шибанова, Дмитрий – один из наименее «сердитых» директоров. Он достаточно лоялен к лентяям.По мнению Вероники Шибановой, учебная фирма – это очень полезная образовательная технология, которая в полной мере отвечает задачам, поставленным во ФГОС основного общего образования. Она помогает ребятам раскрыть себя, учит умению работать в команде, дает возможность предложить интересные идеи. Такая игровая форма, где нет оценочной системы в учебном понимании этого слова, способствует формированию внутренней свободы и воспитанию чувства ответственности за коллектив, за дело.С этим согласен и Всеволод Катаев. Молодой человек считает, что руководство фирмой, занимающейся проектированием и строительством домов из дерева, дало ему много необходимых в дальнейшей жизни знаний. Например, он освоил документооборот и получил хороший опыт работы с коллективом. Когда формировалась команда, Всеволод со всеми старался поддерживать дружеские отношения, но в ходе работы выяснилось, что дружба сильно мешает. Оказалось, что коллеги не воспринимают всерьез человека, которого считают другом, и становятся менее ответственными, поэтому эту тонкую грань в отношениях нужно учитывать при формировании коллектива и не делать друзей партнерами.С другой стороны, Всеволод воспользовался такой контрмерой, как доверительный разговор. За ненадлежащее исполнение обязанностей он никого не увольнял, а доступно объяснил цели и задачи работы в учебной фирме и попросил каждого расставить для себя приоритеты. Этот прием оказался эффективным.Молодой человек уверен, что учебные фирмы – это нужный проект, однако и здесь необходима поддержка, в том числе финансовая. Пусть в отличие от реальной в учебной фирме товаров и денег не существует, но средства на бланки договоров, на выпуск визиток, буклетов, каталогов, рассказывающих о товаре или услуге, все равно нужны. В то же время отсутствие помощи и необходимость самостоятельно искать средства на рекламу и реализацию продукции или услуги, по словам ребят, – это тоже бесценный производственный и жизненный опыт.Санкт-Петербург
Комментарии