Современный мир наполнен стрессами и переживаниями. Мир переживает непростое время, когда, по сути, рушатся системы привычных ценностей и во всех сферах жизни общества царят неопределенность и неустойчивость. Мощную эмоциональную, психологическую нагрузку испытывают не только взрослые, но и дети. Как помочь ребенку не только сохранить психологическое здоровье, но и полноценно развиваться в это непростое время?
Творчество, без преувеличения, обладает удивительной силой. Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач, члены общества, легко находящие выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Особенно это актуально на сегодняшний день, когда мир перестал быть стабильным. Нужно воспитывать в подрастающем поколении такие качества, которые помогут гармонично адаптироваться к меняющейся действительности, к новым условиям жизни и обучения. Умения мыслить творчески, грамотно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык являются жизненно необходимыми качествами, которые помогут ребятам уверенно себя чувствовать в школе, а затем и во взрослой жизни.
Каким образом можно развивать в детях творческие способности и коммуникативные навыки в условиях школы? Развитие творческих способностей обучающихся является важной задачей современной школы. Этот процесс охватывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность при принятии решений, воспитывает привычку к свободному самовыражению, способствует развитию уверенности в себе. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, богатое воображение.
Искусство самовыражения по своей природе основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, и сделать то, что и до тебя существовало, но по-новому, по-своему, лучше.
Одна из форм творческого самовыражения – коммуникативные навыки ребенка. Это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Проще говоря – способность общаться!
Умение общаться влияет на успехи в учебе, адаптацию ребенка в школе, в частности в классном коллективе, а если смотреть дальше, то и на благополучие во взрослой жизни.
Творческий потенциал безграничен в каждом ребенке. Для его раскрытия необходимо настойчиво, последовательно и терпеливо создавать условия для проявления талантов и способностей.
Использование элементов арт-терапии не только эффективный способ работы с проблемами детской психики, но и средство развития личности, творческого потенциала ребенка. Формат занятий может быть разным – урок психологии, классный час, внеклассное занятие или систематическое обучение. За основу деятельности можно взять любое литературное произведение. Для этой работы подойдут практически все литературные жанры, все зависит от ваших предпочтений и темы, которую вы хотите обсудить с учащимися.
Занятие выглядит следующим образом: рассказываем или зачитываем сказку на определенную тему, например «Дружба». Затем предлагаем учащимся ответить на несколько вопросов в устной форме, после этого просим выразить свое отношение к прослушанной сказке, нарисовав рисунок, построив скульптуру или сделав коллаж того, что больше всего запомнилось и понравилось в сказке.
Для данных занятий рекомендую сказки из книги «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)» (автор О.В.Хухлаева). Для примера хочу ознакомить вас с работой по одной из сказок из этой книги на тему «Мои друзья в классе» (сказка «Снежинка». А.Пугачева).
Предлагаю вопросы для обсуждения: «Что хотелось снежинке? Из-за чего расстраивалась снежинка? Какой совет дала мама-тучка снежинке? Что в новогоднюю ночь поняла маленькая снежинка?»
На таких групповых занятиях обязательно нужно обсудить с учащимися актуальные для младшего школьного возраста темы: «Мой класс», «Моя школа», «Мои друзья», «Что такое дружба», «Мои чувства» и др.
Для того чтобы дети выразили свое отношение к сказке, можно предложить на выбор нарисовать рисунок, сделать коллаж или скульптуру. Материалы, которые понадобятся для работы: листы форматов А4, А3, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, цветные карандаши, краски (гуашь, акварель), печатные издания (детские глянцевые журналы, газеты, раскраски), пластилин, глина и другие материалы. Ребята всегда активно обсуждают получившиеся работы. Благодаря этому развиваются навыки общения, раскрывается творческий потенциал, активизируется воображение. Дети учатся выражать свое отношение к заданной теме, делятся своими мыслями, развивают художественные способности, актуализируют свои чувства и потребности.
Таким образом, с помощью сказки, стихотворения, поэмы, рассказа или притчи можно развивать в детях творческое начало и одновременно с этим учить их самовыражаться, познавать свой внутренний мир, общаться с другими ребятами, развивать коммуникативные навыки.
Воспринимая литературное произведение на слух, ребенок учится творчески интерпретировать воссозданный фантазией образ. Переводя его в графическую или трехмерную плоскость, развивает в себе творческое начало. А сравнивая услышанное с изображаемым, учится анализировать.
Благодаря такой работе открывается удивительный уникальный мир ребенка, через творчество мы слышим мелодию его души!
Ольга КУВАЕВА, педагог-психолог школы №1228 «Лефортово»
Комментарии