Ах, как жарко было в тот день. Морило с утра. «Скоро гроза», – говорили все вокруг. Она уже погромыхивала где-то в дальних лугах за Волгой.
В школьном дворе собирались ребята. Кто стоял, кто сидел на бордюре у фонтана. Каждого вновь пришедшего встречали громкими возгласами. И было чему подивиться: народ являлся при полном параде – в костюмчиках, в белых рубашках. Как-никак выпускной вечер. Позади десятилетка.
В ворота влетел красный, запыхавшийся Мишка Костосов, самый маленький и самый шустрый парнишка в классе. «Тормози! – засмеялись ребята. – Еще вагон времени». Но минуту спустя появился директор Сергей Павлович Краснов:
– Пойдемте, ребята, в школу, скоро собрание начнется. Аттестаты будем вручать… Да и гроза вон собирается. Как бы не накрыло вас. – И он пошагал к школе. Ребята тоже засобирались.
– Постойте! Погодите! – все обернулись… В воротах показались рыжий Борька Колпащиков из прошлогоднего выпуска и еще какой-то парень. Один тащил треногу под мышкой, другой – черный ящик с фотоаппаратом.
…Вот она – эта фотография у фонтана во дворе 66-й нижегородской школы. На обороте надпись: 20 июня 1941 года. У меня тоже есть снимок, очень похожий на этот. На фоне того же фонтана в школьном дворе снимается наш десятый класс. Правда, вокруг площадки – большие ветвистые деревья. В 41-м они были маленькими. Знаменитый сад Сергея Павловича Краснова тогда только-только начинался. Мой выпуск спустя три десятилетия застал его уже роскошным и плодоносящим. Деревья, посаженные выпускниками сорок первого года, кормили нас яблоками.
В нашей школе традиция – сниматься всем классом у фонтана. Так было. Сейчас фонтана нет. Но выпускники всегда фотографируются точно на том же месте. Это очень весело – стоять, взявшись за руки, и ждать, когда вылетит «птичка».
Наверное, так будет всегда в конце июня, когда загремят настоящие знойные грозы, когда так сладко и тревожно запахнут ночные цветы, когда у школ соберутся вчерашние дети…
Ребята, когда встанете плечом к плечу друг с другом, обернитесь назад. Там, у входа в нашу школу, – мраморная доска. На ней имена павших в ту страшную войну 1941-1945 годов: Миша Костосов, Володя Вишенков, Гриша Столяров, Коля Груздев, Боря Волков, Николай Николаевич Смирнов, Александр Васильевич Кузьмин и далее, и далее…
Они здесь. Они с нами.
Ольга СМОЛИНА, выпускница 66-й школы
Оля Смолина написала этот рассказ по воспоминаниям выпускника 1941 года школы №66, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Васильевича Ионова. Работа свела меня однажды с завучем по научно-методической работе школы №74 Нижнего Новгорода Альбертом Константиновичем Волковым.
…Мы перебираем вырезки из фронтовых газет, письма-треугольнички, перетершиеся на сгибах. Небольшие, пожелтевшие от времени, почти рассыпающиеся в руках листочки. В некоторых местах записи расплылись, и прочитать их почти невозможно. Тогда на помощь приходит завуч 74-й школы Альберт Константинович Волков, цитируя строчки практически наизусть. Он бережно хранит весь семейный архив, который перешел к нему в наследство от мамы. Татьяна Васильевна работала учителем, потом директором в начальной школе №72 Кагановического (сейчас Московского) района города Горького. Учеников было много, а у школы было настолько маленькое помещение, что учиться приходилось в шесть смен. Еще до войны за свой труд Татьяна Васильевна была награждена орденом Ленина. А ведь трое детей на руках, из которых Алик, как называли в семье Альберта Константиновича, самый младший.
В феврале 1943-го семья Волковых получила похоронку на Борю. Алику было тогда 11 лет. Уже после войны, окончив Костромской пединститут и отслужив в армии, он предпримет поиски места гибели и захоронения старшего брата. В 1957 году пришла весточка из военкомата Серафимовического района Волгоградской области, куда летом и отправился Альберт Константинович. Конечной точкой поиска стал хутор Чеботаревский, на окраине которого мой собеседник и обнаружил братскую могилу, заросшую травой, покосившийся памятник. Не удержался – попросил топор, лопату, чтобы привести все в порядок. «Потом поехала туда мама, сходила в райком партии, райисполком, подключила местную газету, – говорит Альберт Волков. – Вернувшись в Горький, пошла на авиазавод, где работал Боря. Просили отлить плиты на каждого, кто захоронен на хуторе Чеботаревском. На машинах из Горького в Волгоградскую область везли эти памятные таблички, ограду, световые прожектора, саженцы тополей тоже по числу погибших бойцов. И задолго до всеобщего поклонения на Мамаевом кургане усилиями горьковчан за триста с лишним километров от Волгограда, в далекой степи появился оазис – оазис памяти защитникам сталинградской земли». А Татьяна Васильевна теперь с весны до осени жила в Чеботаревском. Вела активную переписку, в результате которой на хутор стали приезжать родственники тех, кто захоронен вместе с ее сыном.
Альберт Константинович Волков продолжил мамино дело. Преподавал в сельской школе, учил рабочую молодежь, полтора года работал воспитателем в детском доме. Сложно было в 60-е годы учителю русского языка и литературы устроиться на преподавательскую работу в школе, и он еще раз пошел в педагогический институт – стал учителем физики. А в 37 лет в школе №178, где долго учил ребят, принял эстафету от директора, ушедшего на пенсию. В 1986 году защитил диссертацию, став кандидатом педагогических наук. Уже в пенсионном возрасте Волкову предложили поработать в 74-й школе с углубленным изучением предметов общественного цикла. «Думал, с годик поработаю, да длится уж около десятка лет!» – смеется учитель.
Кстати, была у Альберта Константиновича Волкова в 178-й ученица Надежда Жукова. Потом пришла она в эту же школу в качестве учительницы, а нынче уже тринадцать лет, как работает директором 66-й. Той самой школы, которую окончил в 1941 году Боря Волков.
Ирина МАЛИНИНА, Нижний Новгород
Комментарии