Переход процесса обучения на цифровые технологии вызвал появление нового образовательного пространства – информационного. Мы используем его с вами для взаимодействия между нами, учителями, и детьми, создавая виртуальную ресурсную базу. И всем нам хочется успешности школьников. Но она определяется не только их способностями к усвоению и применению полученных знаний, но и проявлением интереса к образовательному процессу – мотивацией. Именно развитию мотивации может помочь создание личного информационного пространства учителя.
Оптимизировать условия для развития творческих способностей и повысить мотивацию детей при изучении учебного предмета призвано пространство, созданное мной с использованием системы управления обучением. Можно проектировать и создавать информационно-образовательную среду, а затем управлять ее ресурсами.Я выбрала свободно распространяемую обучающую среду дистанционного обучения Moodle. Важнейшими преимуществами этой среды, обеспечивающими ее широкую востребованность в образовательных учреждениях разного уровня, являются бесплатность, открытость, мобильность, переносимость и расширяемость. Сегодня она одна из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса среди педагогов дополнительного образования, школьных учителей, преподавателей средних и высших учебных заведений, в том числе педагогов из сферы дистанционного образования, что немаловажно для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.С Moodle процесс обучения отличен от привычного, происходит взаимообмен информацией, расширяются возможности для коммуникации как между учителем и учеником, так и между самими учениками.Для учителя существует два варианта использования данной среды: развернуть ее на школьном сервере с условием бесперебойного доступа или воспользоваться услугами хостинг-провайдера – компании, предоставляющей свою техническую площадку для хранения данных клиента.В меню управления содержимым (контентом) уже имеется кнопка автоматической установки Moodle.Система обладает богатым набором модулей для организации обучения: список определений и понятий (глоссарий), рабочая тетрадь (задания), урок (лекция), тест, ресурс, гиперссылка, анкета, чат (как механизм синхронного общения), опрос (форма для голосования), модуль для обмена информацией между всеми участниками процесса и др.Не секрет, что современный школьник активно использует Интернет для поиска информации и общения. И, как правило, это не учебные темы. Однако целенаправленное использование аналогичных форм коммуникации в образовательных целях позволяет значительно повысить мотивацию к обучению.Так, вместо обычного бумажного учебника я предлагаю ребенку интерактивный элемент «Лекция» из среды Moodle. Страницы содержат теоретический материал, перемежающийся контрольными вопросами, интерактивными заданиями, комментариями. В зависимости от ответа предусмотрен переход к странице лекции. Другими словами, перед нами многоуровневая вариативность материала, зависящая от выбора, сделанного обучающимся на каждой странице. Верный ответ ведет к следующим «порциям» информации и другим вопросам.Привлечь школьника изучать объемный учебный материал помогает и новый способ подачи текста в Интернете – лонгрид.В отличие от книги это не сплошной массив текста, а целый комплекс аудиовизуальной информации из текста, цитат, видеофрагментов, графики, фоновой музыки. Эти и прочие мультимедийные компоненты связаны между собой, благодаря чему лонгриды воспринимаются как целостная история, увлекающая читателя.Формат лонгрида предполагает просмотр материала с различных электронных носителей. На просторах Интернета появляется все больше сервисов и специальных инструментов, конструкторов лонгридов (в частности, найти их можно в разделах, посвященных онлайн-журналистике). С ними учитель без особого труда создаст насыщенные информацией увлекательные путешествия в мир знаний.На уроках учителя часто используют тестовый контроль как оперативную проверку качества усвоенных знаний и темпа деятельности учащегося. Надо признать, что дети не испытывают восторга, получая в руки лист с тестом. Другое дело – его интерактивная альтернатива. У нее множество преимуществ: возможность проанализировать ошибки, повторить выполнение, оперативная проверка, объективность оценки, открытый доступ в информационном пространстве учителя.Передовые рубежи принадлежат таким интерактивным заданиям, как установление соответствия изображения и названия, аудио или видео; подбор множества понятий к категории; выбор названия для изображения; распределение объектов по шкале…Школьникам младшего возраста особенно интересны задания игрового порядка: пазл «Угадай-ка», игры «Парочки», «Скачки», викторина «Где находится это?» и др.Игровой формат проверки знаний предлагает LearningApps.org – бесплатный сервис, конструктор, созданный для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных учебных модулей (приложений, заданий, упражнений). Его работа интуитивно понятна и незатруднительна для учителя, потому что основана на готовых шаблонах различных видов заданий.Нужно понимать, что информационное пространство учителя не ограничивается каким-то единичным ресурсом. Например, лишь сайтом или средой Moodle, которая в свою очередь допускает загрузку Hot Potatoes (это инструментальная программа-оболочка, предоставляющая возможность без навыков программирования создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся). Есть иные внешние конструкторы и ресурсы, с которыми современный учитель сам создает уникальный комплекс для обучения, проверки знаний и развития творческих способностей учеников, – комплекс, побуждающий учащегося к продуктивной познавательной деятельности, усвоению, ретрансляции и применению полученных знаний, проявлению интереса к образовательному процессу.Применение виртуальной ресурсной базы учителя повышает мотивацию детей, расширяет диапазон и глубину знаний, погружает в предмет, что неуклонно ведет к повышению образовательных результатов – рост подтверждают диагностические работы.Владлена ДОЛЖЕНКОВА, учитель информатики школы №924
Комментарии