search
main
0

ДрУГое время. Десять тысяч шагов в историю России и педагогики

Каждая газета существует сразу в двух временах. Во внешнем – которое нельзя замедлить или заставить бежать быстрей, где все считается по-людски: днями, месяцами, годами… И во внутреннем – единственном и неповторимом для каждого печатного издания, живущего, по существу, только одним днем, днем своего выхода. На личном календаре «Учительской газеты» сегодня очередная круглая дата. Так пусть читатели, листающие 10000-й номер, вспомнят и о людях, которым довелось читать его «младших братьев», и о временах, в которых выпало жить этим людям.

Загвоздка с гвоздями

1000-й номер «УГ» вышел 6 июня 1932 года. С момента основания газеты, к тому времени уже больше двух лет как переименованной в «За Коммунистическое Просвещение», прошло неполных 8 лет. Стало быть, в среднем редакция успевала выпускать около 11 номеров в месяц. Неплохой темп для нэповской России.

Впрочем, НЭП уже давно свернут. Практически закончена и коллективизация крестьянства. Последний год первой пятилетки приближает СССР к построению индустриальной базы социализма. «ЗКП», являясь официальным органом ЦК Профсоюзов работников просвещения (Цекпроса), публикует на первой полосе постановление президиума ВЦСПС «О массовой самопроверке выполнения шести условий тов. Сталина». Подчеркивая, что «для профсоюзов в указаниях товарища Сталина главнейшими и решающими являются вопросы заработной платы и нормирования труда, охраны труда, снабжения и жилища», постановление предлагает всем профорганизациям, в частности, «сосредоточить внимание на завершении тарифной реформы и проверке состояния отдельных групп работников с точки зрения ликвидации уравниловки». Эта и многие другие фразы из документа могут вызвать ухмылку. Уж про сталинскую-то уравниловку сегодня пишут даже самые левые учебники истории.

Между тем никакое историческое явление нельзя рассматривать вне исторического контекста. Перевернув две страницы, мы видим сообщения о марше 10000 безработных ветеранов Первой мировой войны на Вашингтон, о том, как отчаявшиеся найти жилье и работу люди ложатся на рельсы, громят вокзалы и захватывают почтовые поезда. Мир переживает кризис. И бегство золота из США (170 миллионов долларов вывезено за 10 дней!) отзывается крестьянскими волнениями в Японии. В СССР крестьянские волнения вскоре будут парализованы голодом.

«Материалы с мест говорят о неудовлетворительной подготовке педвузов и педтехникумов к новому учебному году, – гласит телеграмма наркома просвещения Бубнова. – Примите меры к обеспечению общежитиями, топливом, оборудованием, учебными пособиями, заранее поставьте вопрос о питании, мобилизуйте внутренние ресурсы (кролиководство, свинарники, огороды). О принятых мерах телеграфировать мне». «Если гвозди не будут отпущены Зайцевской школе в ближайшие дни – семилетний всеобуч в новом учебном году будет сорван», – вторит телеграмме одна из заметок на первой полосе.

Сегодняшние министры вряд ли станут упоминать свинарники в своих директивах, а центральная пресса потеряла всякий интерес к поставкам гвоздей. Неизменной с начала 30-х осталась только киноафиша. Первый Союзкинотеатр на Арбатской площади (ныне «Художественный») крутит «заграничный фильм «Мулен-Руж», АРС на Тверской (ныне «Дом Ханжонкова») – «4 американских комедии». Только в «Ударнике» идет что-то совсем уж странное. «Хайль Москау!» – интересно было бы посмотреть.

Кошелек или жизнь?

2000-й номер «ЗКП» от 14 апреля 1936 года (4 года с периодичностью 22 номера в месяц – самый высокий темп в истории газеты!), на первый взгляд, выдержан в лучших традициях культа личности. Почти всю первую полосу занимают письма московских и ленинградских учителей «вождю, организатору и вдохновителю великих побед социализма, лучшему другу учителей – любимому и родному товарищу Сталину».

«Когда мы читаем новые исторические постановления партии и правительства об учителе, нам трудно найти слова, которыми можно было бы передать всю полноту наших переживаний», – пишут учителя 30-х. А что написали бы нынешние работники образования человеку, который взял на себя ответственность за единовременное повышение учительской зарплаты более чем в два раза? Как бы они отнеслись к правительству, которое только в Москве и только за один 1935 год построило 72 школы и собирается в текущем году удвоить это число? Однако при всех своих достижениях центральное и местное руководство образованием подвергается суровой публичной критике. Часть четвертой полосы отведена под постановление Комиссии советского контроля при Совнаркоме «О ходе школьного строительства», разбирающее ошибки и недостатки текущей строительной работы в Москве, Баку, Горьком буквально по декадам.

Сталинскому учительству есть чему радоваться и чем гордиться. «Мне живется все лучше, с каждым годом работа становится все интереснее и углубленнее. Одновременно растет мое материальное благосостояние, я получаю одну премию за другой – деньги, вещи, путевки в дома отдыха… Ежегодно к летним каникулам у меня накапливается солидная сумма, которая дает мне возможность удовлетворить мою страсть к путешествиям», – пишет в газету учительница А. Барыкина из Иванова.

Но дело не только в деньгах. Многие вспоминают в письмах дореволюционное начало своей работы. Тогда государство относилось к школе куда прохладнее. «Не могу без ужаса вспомнить условия своей работы в то время, – пишет Евлампия Исаева из Саратова. – Школа помещалась в крошечной церковной сторожке, ребят же было более ста, никаких учебных пособий не было, тетради считались роскошью». Не важно, что в 1936 году во многих областях СССР по-прежнему сохраняются проблемы с тетрадями, важно, что государство неуклонно и жестко стремится решать их.

Между тем в Европе продолжается экономический кризис. «Мы завидуем вам, – говорит в беседе с сотрудником «ЗКП» секретарь союза чехословацкого учительства Вацлав Медонос. – Ваша страна не знает кризиса, ее хозяйственные успехи позволяют ей не останавливаться ни перед чем, чтобы повысить благосостояние работников просвещения».

Но кризис совершенно иного рода, политический, уже стоит на пороге. Вся вторая полоса номера отведена выступлению секретаря ЦК комсомола Александра Косарева, центральной темой которого стала борьба за учебу и воспитание молодежи. Комсомольский вождь уверенно возвещает: «Перед нами открывается широчайший фронт работы, начиная от ликвидации элементарной неграмотности (так в тексте) и кончая изучением иностранных языков и организацией технической учебы без отрыва от производства». Косарева расстреляют через три года. И кто знает, как сложится судьба авторов и героев «ЗКП»-36 к середине 1941-го?

Всем смертям назло

3000-й номер «УГ» вышел в решающие дни сражения на Курской дуге, 7 июля 1943 года. Дизайн газеты, давно уже вернувшей свое исконное название, стал значительно скромнее, да и выходит она по законам военного времени, лишь раз в неделю. На первой полосе сводка Совинформбюро: «…По неполным данным нашими войсками на Орловско-Курском и Белгородском направлениях за день боев подбито и уничтожено 433 немецких танка. В воздушных боях сбито 111 самолетов противника. Взято в плен 22 немецких летчика».

Свои потери мы станем считать потом. А пока война только близится к перелому. Фронт стабилизовался, и враг уже не может с легкостью зачерпывать «котлами» сотни тысяч советских солдат. Но инициатива в боевых действиях по-прежнему принадлежит Германии. Что ж, в течение ближайшего месяца этому будет положен конец.

Но читатели «УГ» еще не знают, что война закончится меньше чем через два года. Они с гораздо большей степенью уверенности могли бы предполагать, что не доживут до победы. Могли бы.., но, не поддаваясь отчаянию, каждый день воюют не только на фронте, но и в тылу. «Повседневно заботиться о бытовых нуждах учительства». Передовая «УГ» по-чиновничьи деловита и спокойна: «Несмотря на тяготы военного времени забота о материально-бытовых условиях трудящихся должна по-прежнему стоять в центре внимания каждого руководителя как одна из важнейших его обязанностей… Беда наша подчас заключается в том, что работники отделов народного образования на местах плохо борются за выполнение советских законов, касающихся материально-бытовых нужд учительства. Если учителю задержана выплата зарплаты, не выплачиваются средства на коммунальные услуги, не выдаются полагающиеся продукты, то это может происходить только из-за безрукости местных работников или порой преступного отношения к очень важному делу».

Значит, дело не только в победе на фронте! Высшее, незаслуженно забытое нами мужество советских людей времен войны состояло в том, что они несмотря ни на какие помехи и преграды продолжали налаживать и благоустраивать жизнь своей страны. Наркомпрос требует от школ и вузов не расслабляться оглядкой на войну: «не теряя ни дня, готовиться к новому учебному году», «руководить учебой заочников». Маленькое объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей заведующих кафедрами Благовещенского пединститута говорит не только о страшных потерях среди профессорско-преподавательского состава. Оно полно той же сдержанной гордости, что и заметка о научно-педагогической конференции учителей Ленинграда. «Война? Разруха? Блокада? – Не важно, мы работаем и будем работать так, как считаем нужным», – говорят эти строки. И, что бы там ни происходило на фронте, Ташкентский механический завод по плану начнет массовое производство детской металлической игрушки, а куйбышевские школьники совершат 190-километровый шлюпочно-лодочный поход по Волге. Той самой Волге, у берегов которой еще полгода назад стояли танки фельдмаршала Паулюса.

По дороге в космос

Первая полоса 4000-го номера «УГ» не содержит броских заголовков. 12 октября 1955 года (1000 номеров за 12 лет – выходит, по 8 номеров в месяц) – обычный рабочий день страны, живущей мирно уже больше 10 лет. Политический строй за последние 2 года тоже претерпел кое-какие изменения. Портреты Сталина в темной одежде без орденов теперь появляются на первой полосе лишь изредка, аналогичные фотографии Хрущева еще не вошли в моду. Недостаток лиц вождей пытаются компенсировать школьными жанровыми сценками и видами Москвы.

Передовая номера и вся его третья полоса посвящены школам-интернатам. Эта сравнительно новая для того времени форма школьной организации внедряется там, «где в силу их территориальной разбросанности семилетние и средние школы оказываются далеко расположенными от многих мелких населенных пунктов». Транспорт и дорожная сеть в этих районах, видимо, развиты еще хуже школьной. Вот и приходится свозить детей в школу на длительные сроки.

Правда, непонятно, почему в качестве примера активного интернатского строительства приводится Латвия. Дело, наверное, не только в дорожной сети. СССР вовсю готовится к ускоренному строительству коммунизма, а коммунистическое воспитание «в коллективе, для коллектива и через коллектив», безусловно, легче внедрять в интернатах, чем в обычных школах и нормальных семьях.

«Типография имени Чкалова в Самарканде не выполнила план выпуска учебников. Учащиеся 6-х классов узбекских школ начали заниматься без задачника по физике», – это тема еще одного, пожалуй, самого скандального репортажа номера. Зато Нежинскому пединституту исполнилось 135 лет, грузинскому поэту Давиду Гурамишвили – аж 250. В Саратове сооружается один из крупнейших книжных комбинатов, а руководство завода «Кузбасс-Электромотор» и вовсе помогло оборудовать в подшефной школе мастерскую на 40 рабочих мест, снабдив ее станками и всем необходимым инструментом. В самом деле, серьезное достижение. Ведь еще 25 лет назад в Кузбассе не было не только школьных, никаких мастерских.

Главные сенсации номера притаились на его последней странице. Во-первых, редакция «по просьбам читателей» публикует там обзорную статью с рассказом о Федеративной Народной Республике Югославии (Маршал Тито соответственно снова становится «товарищем», а не «кровавой собакой империалистов»).

Во-вторых, подвал «В лабораториях ученых» популярно рассказывает о подготовке полета в космос. Через два года, в 1957-м «за рубежом предполагают запустить искусственный спутник Земли», небольшой шар весом 50-60 килограммов. Безымянный автор статьи оговаривается, что «база для запуска подобных спутников имеется и в нашей стране», но ни словом не намекает, что СССР собирается запускать их раньше Европы и Америки. Боится сглазить, наверное.

Письма из прошлого

5000-й номер «УГ» – юбилейный. Газета выходит 25 августа 1962-го, накануне нового учебного года. Вся она составлена из читательских писем. Предыдущие семь лет (и соответственно 12 номеров в месяц) не прошли даром. Страна строит коммунизм, и дело это не только государственное, но и общественное.

«Об учительской почте – что она рассказывает, чего требует, о чем сигнализирует, что предполагает и выдвигает – надо бы чаще слышать на советах народного образования, в коллегиях министерства просвещения. Рабочий день руководителей народного образования следовало бы начинать с вопроса «Что принесла учительская почта?» и с знакомства с ней». Следующие далее ссылки на Ленина и Крупскую должны показать читателю, что сталинский культ, если и имел место, то давно изжит, и страна движется по правильным, завещанным самим Ильичем и вновь утвержденным XXII съездом рельсам.

В газете вообще неожиданно много «политически правильной» критики. Первая полоса в духе 30-х клеймит «очковтирательство» костромских школьных строителей, вторая – обличает неудовлетворительную работу школьных парторганизаций и требует пересмотреть существующие программы педпрактики в вузах, третья – возмущена апатией, царящей в пионерлагерях. Четвертая полоса не только критикует драматургов за отсутствие правдивых пьес из жизни советской молодежи, но и печатает обзор писем самого первого, в 1924 году вышедшего номера.

Но атмосферу оттепели, в которой ковались будущие «шестидесятники», нельзя видеть только радостно-светлой. Новая волна религиозных гонений, обрушившаяся на СССР, доламывает в народе то, что он сумел сберечь прежде, – веру. Третья полоса повествует о том, как школа «вырвала» девочку Машу «из лап сектантов-родителей». Отца и мать лишили родительских прав, а саму Машу вместе с братом увезли с родины в детский дом на Урале и заставили там, отрекшись от Бога, вступить в пионеры. Две фотографии показывают нам «духовную эволюцию» девочки от спокойного сосредоточенного лица в темном платке до окаменевшей перед камерой активистки в белом фартуке. Интересно, дожил ли автор статьи до 1990-х?

Работа и рапорты

6000-й номер газеты, вышедший 15 февраля 1969 года, застал школу на очередном рубеже. Снятие Хрущева с поста генсека поначалу не остановило, а кое в чем даже подстегнуло темпы развития страны. (Об этом свидетельствует и возросшая в этот период до 15 номеров в месяц средняя скорость выхода «УГ».) Но заявленная им цель строительства коммунизма к 1970 году фактически провалилась. Это был первый крупный провал СССР, который оказалось невозможно списать на происки внутренних и внешних врагов. И тогда руководство страны решило просто «забыть» о коммунизме. «УГ»-69 не упоминает о нем ни строчкой.

У советской школы теперь совершенно другие заботы – повседневные. Дежурно, хотя и чуть приподнято рассказывает передовица о подготовке школьных избирательных участков к очередным выборам. Министр просвещения СССР рапортует о своей работе в ушедшем году. Семилетний всеобуч сменяется восьмилетним. Старые учебники заменяют новыми. Но главным в работе всех школ, дошкольных и внешкольных учреждений и педагогических учебных заведений в текущем году должна стать «всенародная подготовка к столетию со дня рождения В.И. Ленина».

Никогда прежде перед советским просвещением не ставили столь масштабных, и в то же время столь нелепых, расплывчатых и, по сути дела, бессмысленных задач. И оно, привыкшее штурмовать любые вершины, медленно начинает задыхаться. «Насколько эффективно применяются, да и применяются ли вообще педагогические открытия и рекомендации? На этот вопрос вряд ли кто-нибудь ответит, даже Академия педагогических наук в целом. И нельзя ответить без научно поставленной информации. А службы педагогической информации у нас нет. В стране выходят 140 информационных сборников по различным отраслям знаний и ни одного для педагогов!» – восклицает завуч из Вильнюса. Его заметку по старым традициям «УГ» размещают на первой полосе, а дальше… Дальше пустота, такой службы информации в России нет до сих пор.

Рядом с заметкой письмо из Баку: дирекция одной школы шесть лет назад отобрала у своих соседей спортзал. Под письмом подписи возмущенных родителей: доктора наук, членкоры, академики. Раньше им достаточно было позвонить секретарю горкома, наркому, написать товарищу Сталину. А теперь?..

Но не все так беспросветно. На развороте, рядом с материалом о юбилее Н.К. Крупской такого же размера статья «Мы изучаем Достоевского». Федор Михайлович очень вовремя возвращается в школу, управлять которой с помощью чуда, тайны и авторитета становится все сложнее.

Два рубля за разрядку

7000-й номер «УГ» – номер великого подведения итогов. 26 июля 1975 года (темпы выхода практически не изменились) газета помещает вместо передовой большой репортаж о проекте «ЭПАС»: «Завершали свой рейс не просто отважные люди, опытные космические пилоты, но друзья – Алексея Леонова и Валерия Кубасова, их спутники в околоземном пространстве. Они уже давно не посторонние для нас – Томас Страффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд». Рядом телеграмма генсека Брежнева президенту Форду: «Полет кораблей «Союз» и «Аполлон» имеет историческое значение как символ происходящего прогресса разрядки международной напряженности».

На четвертой полосе репортаж о событии куда более эпохальном. Закончена подготовка к заключительному этапу Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вот-вот собравшиеся в Хельсинки делегации должны, наконец, подписать договор, гарантирующий нерушимость послевоенных границ. Всего на 15 лет. Но тогда верили, что навеки. Одновременно Организация американских государств под давлением СССР наконец соглашается снять континентальную блокаду Кубы.

Еще одно мировое событие – IX Московский международный кинофестиваль. Все первые премии получили иностранцы Акира Куросава (за съемку советского фильма «Дерсу Узала»), Анджей Вайда и Этторио Скола.

А что же школа? На фоне победных рапортов из космоса ее жизнь выглядит довольно бледно. «Завершить всеобщее среднее», – пожалуй, единственный лозунг, который бросается в глаза. Переход от восьмилетки к десятилетке – дело, безусловно, важное, но какими же казенными словами о нем пишут! Хотя это ведь куда более трудная и интересная задача, чем описание кинофестиваля. Но скучно…

Рядом тревожные сигналы. Директор казахской школы ради выполнения плана по всеобучу отказывается выдавать документы восьмиклассникам, намеревающимся поступать в ПТУ. Директор школы в Ивановской области собирает с родителей деньги на ремонт. По 2 рубля, но ведь прежде такие прямые финансовые переговоры просвещенцев не с властью, не с шефами, а с родителями учащихся были просто невозможны. Государство стало бедней? Или, может быть, родители разбогатели?

Директор А.П. Новожилов, разумеется, «наказан». Но ведь проблема осталась неразрешенной. А вместе с ней еще множество других, так и не попавших на страницы «УГ», увлекшейся «разрядкой международной напряженности».

Ансамбль назывался «Молодость»

8000-й номер можно назвать крайне аполитичным. Несмотря на очередное обострение холодной войны мы не найдем в нем ни одной строчки о международном положении. 29 декабря 1981 года (темпы выхода медленно начинают падать), когда вся страна дружно готовится отмечать Новый год, на гастроли в Аргентину могут всерьез собираться только школьники и учащиеся ПТУ из Ивановского ансамбля народного танца «Молодость». Ребятам не привыкать проводить каникулы за рубежом, ведь они уже объездили Центральную Россию, Заполярье и Прибалтику, побывали в Польше, Венгрии, Англии, ФРГ и даже на Кипре. Особой популярностью у зрителей пользовалась «вихревая пляска «Красные Дьяволята». А «хореографический рассказ о рождении первого Совета рабочих депутатов «Маевка на Талке», должно быть, и вовсе приводил заграницу в восторг.

Тем же, кому на долю достались внутрисоюзные «новые туристские маршруты для школьников (по льготным тарифам!), которые организует «Аэрофлот», остается лишь позаботиться о правильной организации возможных поездок. «Соблазнительно, конечно, воспользоваться предложением «Аэрофлота» и посмотреть незнакомые места, – пишет Л. Буровина в рубрике «Заботы классного руководителя». – Но… «самотечные», непродуманные, неорганизованные экскурсии, неустроенный быт, бесцельное хождение по магазинам, бесплодные попытки достать билеты в театр… Что вынесут из такой поездки дети?»

И то правда. Ведь детям гораздо лучше отправиться на зимние каникулы в Абхазию, чтобы «оказать там большую помощь в сборе урожая цитрусовых» – так, как это показано на снимке на первой полосе. Всего через 10 лет Кавказ заполыхает военными конфликтами. В той же Армении из домов на годы исчезнут свет и вода. А пока главная проблема для просвещенцев Еревана – воспитать в детях «хозяйское отношение к школьному имуществу и уважение к хлебу». Педагоги Армении «помогают растить экономически грамотное молодое поколение и тем самым практически участвуют во всенародной борьбе за экономную экономику».

Что же касается педагогических училищ СССР, они «находятся в постоянном поиске резервов улучшения своей работы». Эти же слова повторяются и в передовице о школах рабочей молодежи. Министерство просвещения СССР требует «решительно улучшить руководство физическим воспитанием учащихся». В Москве успешно развивается движение «Каждому учителю – высшее политическое образование». Воспитатель 54-го домоуправления Риги Александр Домащенко сумел организовать из трудных подростков своего района отряд юных друзей пограничников. Колхозы Гродненской области при строительстве новых домов обязательно выделяют жилье для молодых педагогов. Выходит, все хорошо?

Но почему же тогда Тульская область начинает уже который учебный год с некомплектом почти в 400 учителей? Почему в Туркмении «не редкость школы, где нет учителей русского языка и математики»? Почему вся четвертая полоса занята прейскурантами нот и учебников и объявлениями о вакантных местах в педвузах? В каждом втором случае специалистам, прошедшим по конкурсу, обещают немедленно выделить квартиру. Но никто все равно не торопится ни в Елабугу, ни в Читу.

Добей бюрократа!

9000-й номер «УГ» вышел 28 мая 1988 года, «накануне встречи в верхах». Темпы выхода газеты упали до нэповских. Зато политики в ней снова хоть отбавляй. «Человечество застыло в ожидании добрых вестей из Москвы…». В СССР по приглашению М.С. Горбачева завтра впервые прибудет Рональд Рейган. А вот девятая сессия одиннадцатого созыва Верховного Совета уже завершила свою работу, приняв «судьбоносный» закон о кооперации. Читатели из Житомира и Москвы озабочены «застойными тенденциями» в подготовке XIX всесоюзной партконференции. Будет беда, если журналистка Алла Ярошинская и ректор историко-архивного института (нынешнего РГГУ) Юрий Афанасьев не сумеют попасть в число делегатов.

Вся вторая полоса отведена письмам «о демократии и бюрократизме». «Надо немедленно провести выборы директоров в каждой школе! Затем точно так же провести перевыборы и в гороно, районо, облоно и т.д.»,- пишет завуч из Арзамаса. «Можно быть уверенным, уйдут бюрократы и с педагогической сцены, точно так, как сейчас уходят с фабрик, заводов. А их место займут другие люди, проверенные коллективом, и, главное, компетентные, более демократичные», – вторит ей директор сочинского УПК. Что ж, блажен, кто верует…

Эстонские школы еще соглашаются координировать свои эксперименты с союзным Минпросом, а латышские заводы еще привычно отгружают бесплатные партии велосипедов для афганских детей, но развал страны уже идет… Экзамен по истории СССР заменен собеседованием. А в Киргизии один за другим реорганизуются (а фактически закрываются) педвузы.

Светлым пятном среди всей этой «плюралистической» вакханалии выглядит лишь разместившаяся на четвертой полосе «Родительская газета» Г. Батищева и С. Соловейчика. Ее читатели, отрешившись от «злобы дня», спорят о радости, обсуждают, что такое милосердие. «Что в нас сильнее всего действует против радости? – пишет Батищев. – Уныние? Или отупляющее ожесточение? Нет! У нас имеется более действенное средство: подмена радости удовольствием. Вошедшая в привычку установка на получение удовольствия губит радование так, как не могло бы губить никакое извне противостоящее ему явное зло». «Потребительский эгоизм» – помнит ли кто-то сегодня такие слова?

К новому рубежу

И вот вы держите в руках свежий 10000-й номер газеты. С момента выхода его последнего, заканчивавшегося тремя нулями «брата» прошло больше 16 лет! Сменилась не только старая редколлегия, но и большинство сотрудников. СССР исчез, а некогда вызвавшая «УГ» к жизни РСФСР превратилась в независимое государство Российская Федерация. Газета в свою очередь стала «толстой», не зависимой от этого самого государства и… не очень-то важной для него. Выходить чаще, чем раз в неделю, для газеты, работающей в сфере образования, сегодня нереально.

Но все-таки мы надеемся. Надеемся, что сто тысяч оставшихся верными «УГ» читателей еще раскроют ее 11-тысячный номер. И верим, что это произойдет значительно раньше 2020 года!

Педагоги 29-й школы Ленинского района читают постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о повышении заработной платы. 1936 г., №52 (2000)

Воспитанники интерната станции Челябинск Южно-Уральской железной дороги. 1955 г., №82 (4000)

В пионерском лагере «Спутник» отдыхают дети рабочих и служащих завода. Пермская область. 1975 г., №89 (7000)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте