– Идеи педагогики сотрудничества не только остаются актуальными по сей день, но и особенно значимы сегодня, так как коррелируются с процессами, происходящими в обществе. Ведь что означает ориентация образовательной деятельности на личность ребенка? То, что учитель должен видеть в ученике самостоятельную, социально и интеллектуально развивающуюся личность. Задача учителя – помочь ученику развиваться. Если этого нет, то образование, мягко говоря, неэффективно.
За последние 20 лет радикально изменились экономика страны и общественные демократические институты. Появились иные ценности. Пришло новое поколение школьников. Современная молодежь и мыслит, и ведет себя по-другому. И многое в наших сегодняшних учениках симпатично: стремление иметь собственную позицию, осознание своих прав, чувство собственного достоинства. И потребность, чтобы старшие их соответствующе воспринимали, вели с ними диалог.
Это все то, о чем говорили уважаемые педагоги-новаторы. Их идеи необходимо использовать в учительском сообществе. Да, авторитарная, «монологичная» педагогика привычна, но не слишком эффективна в современных условиях. Уже непродуктивно работать в сегодняшней школе по-старому, видеть в ученике «объект» обучения, без обращения к личности ребенка как к активному участнику познания и даже как к партнеру.
Конечно, каждый учитель по-своему интерпретирует идеи педагогики сотрудничества. Уверен, нельзя скопировать технологии Шаталова. Но на его принципах думающий педагог выстроит свою образовательную модель. Вот что мне кажется важным. Необходимо использовать то, что наработано, и идти дальше.
Давайте отдадим себе отчет: чтобы развивать эти идеи, нужны время и опыт. Должен пройти определенный этап в жизни школы, прежде чем эти принципы станут определяющими. Для этого в школу должны прийти молодые учителя, способные воспринимать все новое.
Комментарии