search
main
0

Других согревая, себя возрождаешь. Сказкотерапевтический аспект педагогического вуза

За сохранение специализации педагога-дошкольника в Московском государственном областном педагогическом институте боролись. Нужно ли работникам дошкольных учреждений высшее образование? Не достаточно ли воспитателям подготовки колледжей? Но частенько сады превращаются в центры развития ребенка, и вообще современный садик воспитывает грамотного субъекта непрерывного образовательного процесса, будущего школьника. Взвесив все аргументы «за» и «против», коллектив института решил, что в качестве дополнительного образования подобную квалификацию оставить все-таки следует. Сегодня из стен орехово-зуевского вуза может выйти специалист по педагогике и методике начального образования, а также дошкольный педагог и психолог. Здесь же повышают свою квалификацию воспитатели по двум программам: «Обновление содержания дошкольного образования» и «Содержание, методы и формы работы с детьми дошкольного возраста подготовительных групп».

Завкафедрой педагогики начального обучения доцент Галина Гришина говорит, что, даже если студенты и не планируют в дальнейшем работать в детском саду, приобретаемые знания существующих программ и методик идут им только на пользу. Это та область знаний, которая применима везде: в любой другой деятельности, в семейной жизни, в общении с друзьями. Потому что здесь открывается дверь в страну детства, с ее сказками, играми и мудрой непосредственностью понимания друг друга.

Но говоря «пусть не идут», Галина Николаевна несколько кокетничает. Выпускники института рвутся в бой, многие из них сейчас уже заведующие детскими садами и с удовольствием поддерживают тесные контакты со своей альма-матер, принимая практикантов из нее, устраивая совместные с ней научно-практические семинары.

А из последних тенденций и вовсе стало заметно, что садики считаются в моде у мальчишек. Видимо, азарт поступка проявляется для этих пока еще даже безусых нянь именно в том, чтобы увлекать за собой восторженных малышей, подарить им свой нерастраченный задор. По мнению корифеев, у мужской составляющей педагогов-дошкольников контакт с детьми складывается едва ли не лучше, чем у девичьей. Заведующая 11-го садика, сама выпускница Московского государственного областного педагогического института, Светлана Тарасова рассказывает, что это поразительные стажировки: как ребята играют на гитаре, одевают маленьких неумех, заботятся о них и в то же время заражают своей неуемностью. Расходиться после таких ярких отработок начинающих воспитателей не хотелось ни детям, ни студентам, ни заслуженным мастерам дошкольного образования. Четверокурсник Дмитрий Ковалев, испытав благодарную детскую любовь, заявил, что это заставило его пересмотреть собственную значимость, он стал себя уважать. К нему присоединяются и Алексей Иванов, и Артем Дивнов.

На кафедре начального обучения всегда царит творческая обстановка. «Особая», как характеризует ее Валентина Шаталова, проработавшая здесь 40 лет с лишним. Теплые взаимоотношения между людьми и немыслимое количество воплощаемых идей.

Старший преподаватель Татьяна Чернер учит рисовать. Прекрасные композиции воплощаются не только на полотнах, фигурки из пластилина – где ж глину взять?! – выстраиваются в сюжеты Филимоновской слободы, дымковские игрушки напоминают о посвящении солнцу – весеннем празднике Свистопляска. Понятно, что, приобретя умение создавать руками красоту, педагог по натуре захочет передать ее дальше. А как говорит Татьяна Александровна, художественно-творческая деятельность для ребенка не только весьма интересна, но и очень полезна во всех отношениях. Рисование играет значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствует освобождению подавленной эмоциональной и творческой энергии.

Хормейстер доцент Светлана Заварина не представляет своей жизни без музыки. Увлечение захватило в полон весь педагогический факультет. И вот уже победы на «Студенческой весне» и слава об институтском хоре, выплеснувшаяся наружу.

А старший преподаватель Людмила Короткова пишет сказки. У нее выпущено 20 сборников, некоторые из которых оформляли студенты. Людмила Дмитриевна считает, что сказкотерапия – самый надежный лекарь взрослеющих душ.

Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление. Он начинает разыгрывать сценки из услышанного, одевать кукол в одежду героев. Совместная игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки – это один из кирпичиков строящегося взаимопонимания между ребенком и взрослым. Действо позволяет примерить на себя образ персонажа, испытывать чувство радости, потери, огорчения, вины, счастья от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, обогащает его, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Короткова со студентами частый гость в дошкольных учреждениях. Там они ставят сказки, инсценируют народные праздники. С нетерпением ждут их прихода и в детском доме, и в детском приюте «Незабудка». Для детей появление веселых студентов – каждый раз незабываемое шоу, а Людмила Дмитриевна гордится, что благодаря ее сказкам происходит духовно-нравственное воспитание и тех, и этих.

На педагогическом факультете много говорят о семейном воспитании. Этот вопрос рассматривается практически как отдельный курс. Осознать, что нужно спрашивать с родителей, как научить их правильно развивать своего ребенка, – этими знаниями должен владеть каждый педагог. Но если представление о формировании личности домашнее и детсадовское не совпадают, приходится исправлять допущенные мамами и папами ошибки.

Доцент Татьяна Морозова утверждает, что актуальная проблема сегодняшнего дня – детская агрессивность, это признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Для решения задач развития позитивной самооценки ребенка педагог может использовать интерактивные и ролевые игры, проективные методики, в частности тест Розенцвейга, обучение приемам релаксации, социально-психологический тренинг. В профилактической работе большая роль отводится родителям, ведь именно они могут в полной мере удовлетворить основные потребности ребенка в любви, внимании, понимании, свободе. В работе со взрослыми важно переключить их внимание с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, помочь овладеть приемами конструктивного общения с детьми.

Заряженные энергетикой своих неутомимых на воплощение научных и творческих задумок преподавателей, студенты и сами включаются в этот поиск наиболее верных подходов к детской душе. Они разрабатывают проекты «Детский сад будущего» и, представляя свои задумки, стараются доказать, почему их фантазии должны бы быть реализованы.

Декан факультета педагогики Татьяна Шейнова вспоминает, как в процессе его становления весь коллектив института направлял сюда для работы своих лучших преподавателей. А сегодня лучшие учителя начальных классов, учителя иностранного языка, воспитатели, преподаватели дошкольной педагогики и психологии укрепляют добрую репутацию Московского государственного областного пединститута, известного как кузница очень хороших кадров для образования региона.

Орехово-Зуево

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте