У этого интерната своя история. За сорок лет его существования отсюда вышли ребята, за которых воспитателям не приходилось краснеть.
Да, может быть, не у всех сложилась жизнь так, как хотелось бы, но, что радует, все они приходят и говорят спасибо, что вы нас такими воспитали…” – говорит старший воспитатель Тамара Николаевна Чашина. А ведь на многих из них ставили крест даже врачи: “Дескать, ДЦП не лечится…” Вернее сказать, лечить-то можно и улучшения будут, но окончательно избавиться от детского церебрального паралича нельзя.
“Чем же отличается обучение здесь от обучения в обычной школе?” – спросила я у учительницы русского языка Галины Петровны Баскаковой.
– Государство о ребятках позаботилось. В нашем классе всего десять человек, – говорит о пятом “В”, у которого только-только закончился урок. – Ребятки здесь добросовестно относятся к своей жизни, а потому и к своим обязанностям.
У нас семья, чего нет в массовой школе. Я пришла сюда из школы с углубленным изучением французского. Сначала, видя в коридорах, что дети падают, так как они плохо ходят и координация у них нарушена, бросалась их поднимать. Но коллеги, которые давно здесь работают, объяснили мне, что по жизни эти дети пойдут сами. Нужно учить их быть самостоятельными. И это очень хорошо, что они не ощущают себя инвалидами. Многие выпускники нашего интерната учатся в аспирантуре в МГУ.
– А двойки бывают?
Галина Ивановна задает мой вопрос ребятам, расположившимся за столом в конце класса. Дети молча улыбаются. Учительница повторяет вопрос.
Подсаживаюсь за стол, где собрались ученики 5-го “В” после трудового дня.
– Какой предмет вы любите больше всего?
Дети наперебой называют разные предметы. Но в одном соглашаются, что им нравится история. Почему? “Потому что интересно”, – сразу отвечает мне Витя.
– А мы на труде делаем “фенечки”, – говорит Аня.
В разговор вступает Саша.
– Я недавно был на выставке, там “квадрат” Малевича видел. Многие смотрели, но никто не понял.
– А ты сам что думаешь?
– Думаю, что там изображен космос.
– Тебе понравилось?
– Не знаю. Нельзя быть категоричным.
– Ты прямо философ.
– Я и стихи пишу. Недавно стал осваивать новый жанр “сатиры”. Хотите прочту? Я был в конном лагере, и меня это вдохновило.
Меня уносит конь
в российские леса,
В душе его огонь, дорога –
в небеса.
Конюшни и поля – их видел
я везде,
Другая жизнь – земля
при верховой езде.
Пропитана теплом, и вот,
обняв коня,
Мы едем напролом.
Мой конь, храни меня.
– Ты, наверно, будешь писателем?
– Программистом. За программы больше платят. Еще два мальчика хотят стать спасателями. Только один в МЧС, а другой – спасать животных.
Катя, одна из выпускниц интерната, теперь работает воспитателем и учится в педагогическом колледже. Несколько лет назад Катя с подружками стала лауреатом всероссийского конкурса для инвалидов “Надежда”, к которому они готовятся и в этом году. Вот только с каждым годом побеждать становится все сложнее, нужны красивые костюмы, на которые нет денег. Поэтому все работники интерната стараются помочь чем могут. Есть здесь и театральная студия. А еще бассейн, где ребята учатся плавать и развивают мышцы. И два “сухих” бассейна, где вместо воды пластмассовые шарики, из которых дети должны выбраться.
В этом году интернату исполняется сорок лет. Обещали приехать первые выпускники. “Знаете, – говорит воспитательница Людмила Петровна Любушкина, – я рада, что они все приезжают сюда, а еще больше рада, что выпускники дружат друг с другом, что они знают все о жизни товарища, радуются вместе с ним и огорчаются”.
Юлия СЛАДКОМЕДОВА
Москва
Комментарии