Наконец-то хорошая новость. Наши ученики – участники TIMSS-2007 – вошли в «сборную мира» (в десятку самых умных среди сверстников) по точным наукам. Искренне радуясь заслуженной победе, параллельно зададим вопрос: какой ценой она была достигнута?
СтатфактВсего в TIMSS-2007 приняли участие 425000 школьников из 59 государств. Нашу страну представляли ученики из 416 школ 58 регионов: более 4400 выпускников начального звена и примерно столько же учащихся восьмого класса. Тест позволяет россиянам проследить тенденции развития математического и естественно-научного общего образования с 1995 г. в соответствии с международными приоритетами.
Главный закон образования открыт!
TIMSS, как известно, – это наиболее авторитетное, широкое и скрупулезное (по сводному объему измеряемых в нем показателей) международное исследование в области оценки достижений школьников. Именно поэтому стоит сказать прежде всего о самом ценном для любой страны и самом интересном общем выводе из только что опубликованных и широко сегодня обсуждаемых повсюду материалов.
В ходе эксперимента обнаружилась универсальная и, смею добавить, абсолютно неожиданная даже для самих его организаторов закономерность. Степень материального достатка школы на качество знаний учеников, оказывается, не влияет. Деньги и знания никак не коррелируют друг с другом.
Вот тебе и раз, только представьте себе, уважаемый читатель, какой переворот в умах, в политике образования способна произвести подобная бомба. Успеваемость детей – это одно, а теннисные корты, музыкальные фонтаны и паласы в холлах, лучшие компьютеры в аудиториях, вкусные завтраки – совсем другое. Тут, как выясняется, нет связи.
Кто знает? Может быть, авторам TIMSS настолько повезло, что удалось открыть главный закон (он же и главный парадокс) массовой школы всех времен, народов и материков.
Действительно, давайте сопоставим некоторые цифры в качестве обоснования полученной закономерности. К примеру, в Швеции зарплата школьного преподавателя составляет порядка 1000 евро в месяц, там по сравнению с Россией каждый ученик обходится национальному бюджету, грубо считая, на порядок дороже, чем наш. Ну а в итоге? Именно российские четвероклассники, выполнявшие тесты TIMSS-2007, вошли в пятерку лидеров по природоведению, завоевали шестое место по математике, а их шведские одногодки заняли соответственно лишь шестнадцатую (естествознание) и восемнадцатую (математика) строчку из 36. То же, по сути, можно сказать и о десятилетних «соперниках РФ» из Норвегии, США, Нидерландов, Германии, чьи результаты, судя по официальным сводкам, оказались значительно ниже российских.
Слов нет, такая победа в престижном проекте, организованном достопочтенной IEA (Международной ассоциацией по оценке учебных достижений), дорогого стоит. Особенно если учесть, что последний раз мы удивили мир, как явствует из тех же материалов TIMSS, в далеком 1999 году, притом в самый разгар экономических невзгод, когда российские выпускники (десятиклассники) негаданно-нежданно «взяли» второе место в мире по математике и третье (после норвежцев и шведов) по физике.
Формула успеха по-российски
Остается лишь понять, какой ценой добыты столь внушительные показатели десятилетних (да и четырнадцатилетних тоже) россиян на международной арене.
В полуофициальном отчете организаторов TIMSS со стороны России, вывешенном в Интернете, наше внимание привлек прежде всего такой абзац. Цитируем: «Анализ особенностей организации учебного процесса в разных странах, сопровождавший по традиции это исследование, показал, что практически все российские учителя (97%) задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Эта цифра вдвое превышает среднее международное значение (43%). А, скажем, в Японии и Республике Корея учителей, часто задающих домашнее задание, менее 5%».
Последний факт особо примечателен, поскольку, как известно, именно Республика Корея и Япония являются неоднократными триумфаторами TIMSS (а равно и других кросс-культурных исследований разных лет), включая и нынешнее.
Вот и ответ (или скорее один из его вариантов) на вопрос о «скрытой себестоимости» знаний, получаемых за партой нашими детьми. Высокие оценки в классе и рекордные отметки на международных «матчах» преимущественно достигаются (опять-таки: увы!) за счет домашней перегрузки юных россиян, ценой подрыва их здоровья. В итоге ровным счетом 100% выпускников российских школ, по данным журнала «Здоровье школьника», нуждаются в медицинской помощи. Здоровых детей среди старшеклассников нет (как мрачно шутят сами медики), есть просто плохо обследованные.
Ссылаясь на похожие исследования (PISA, 2005 г.), можно прибавить, что на самоподготовку наши дети тратят времени больше всех в мире: по 2,6 часа ежедневно или почти 13 часов в неделю. Тогда как в Финляндии или Чехии – около 4 часов, в США и Дании – в пределах 6 часов (еженедельно). Что это, грандиозная сенсация? Да нет, опять-таки. Многие помнят, что по меньшей мере половина (от 52 до 60%) российских родителей, по данным экспресс-опроса «Учительской газеты», связывают школьную перегрузку именно с пресловутыми заданиями на дом.
Стоит ли удивляться после этого, что повторению, контролю, закреплению, проверке и оценке знаний (домашних заданий) в классе и после уроков российские учителя по сравнению с другими своими коллегами уделяют значительно больше внимания, но – снова цитата из документа – «в ущерб познавательной деятельности учеников». И далее: «В результате доля времени, отводимого на индивидуальное творчество, исследования и проекты школьников, в России не превышает 35%, в то время как, например, в англоязычных странах этот показатель составляет не менее 45%».
Отсюда следуют по крайней мере две принципиальные позиции.
А. Дальнейшее сохранение домашних перегрузок в нынешнем тотально обязательном, традиционно уравнительном и безграничном виде ставит под вопрос саму возможность прогресса преподавательского ремесла. Ибо зачем искать новые эффективные методики образования, если всегда и все можно задать домой, а собственные промахи списать на чью-либо недобросовестность?
Б. Домашние задания следует существенно раскрепостить, сделав их формой индивидуальных либо коллективных творческих работ – проектов, исследований, экспериментов и т. п. В Англии, например, 1/3 часть учебного времени занимает на уроках именно личное и групповое творчество детей.
Впрочем, довольно о грустном. Комментируя итоги TIMSS, отечественные специалисты неизменно отмечают впечатляющую цифру: 16% десятилетних россиян освоили знания и по математике, и по естествознанию на самом высшем – продвинутом уровне. Причем выполняя задания, превышавшие содержание традиционных программ. Да здравствует школа? Но снова осечка… Нет, школа тут, похоже, ни при чем, доказывают все те же ученые из Центра оценки качества образования ИСМО РАО. Столь яркие успехи за рамками академических программ, пишут эксперты, свидетельствуют (цитата) «о наличии у российских учащихся 4-х классов начальных представлений и знаний в области физики и химии, полученных ими вне школы, а также некоторого жизненного опыта».
Эффект забывания
Листая итоговые диаграммы и таблицы TIMSS-2007, можно заключить, что, как минимум, половина (чтобы быть точным: от 51 до 67%) российских подростков не овладели школьной программой в полном объеме, то есть на твердую международную «пятерку». Совсем не плохой результат! Ибо отсюда следует, что остальные (от 33 до 49%) ученики знают основы наук на «отлично» (по, опять-таки, международным меркам TIMSS).
К слову, задания для восьмиклассников по алгебре и геометрии на этот раз включали в себя также материалы из курса математики за пятый-шестой классы. Но именно эти, что называется, «позавчерашние» задачки наши подростки выполнили на самом низком уровне. Попросту говоря, они забыли, выбросили из головы все, что учили каких-то два года назад – вот настоящая, единственно возможная причина столь досадной неудачи.
Что сие значит? А вот это уже интересно. Даже то, чем мы, казалось, овладели в школе на всю жизнь, выветривается из памяти учеников буквально через год-другой. Надо сказать огромное спасибо составителям заданий TIMSS этого года за то, что они помогли вытащить наружу и вскрыть именно этот кратковременный эффект школьной «перезагрузки памяти».
И тут впору спросить самих себя: а правомерно ли вообще рассчитывать на память человека, грузить и загружать ее на годы вперед общеизвестной азбукой наук?
Может, и впрямь пришла пора занять детей проектным творчеством, работая с людьми, а не с их кратковременной памятью – органом физиологического забывания, предназначенным природой для защиты интеллекта от неактуальной и/или ненужной человеку информации. Чтобы в конце концов эффективность всей школы, а не только 16 процентов ее подопечных, резко выросла, но не за счет здоровья.
Комментарии