Подводя итоги 2023 года, в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена порадовались, что количество выпускников психолого-педагогических классов, которые стремятся поступить в старейший педвуз страны, существенно увеличилось. Абитуриент после такой предпрофильной подготовки приходит мотивированный, делающий осознанный профессиональный выбор. Сегодня в Петербурге насчитывается порядка 350 психолого-педагогических классов, которые открыты более чем в 140 школах. Одно из таких образовательных учреждений – школа №47 имени Д.С.Лихачева Петроградского района. Что изменилось с появлением классов этой направленности и, главное, что это дает детям, рассказывает директор школы Марина ОБУХОВА.
– Психолого-педагогические классы создают прежде всего иную образовательную среду, которая позволяет старшеклассникам быть наставниками ребят из младших классов, проявлять активность при проведении различных мероприятий, заниматься вожатской деятельностью. Ребята делают первые профессиональные пробы и получают сертификат о том, что могут, например, работать вожатыми. Но самое ценное в том, что первые шаги в профессию совершаются тогда, когда ребята обучаются в школе.
Обучение в этих классах способствует развитию особых надпредметных навыков, необходимых каждому человеку в XXI веке. Мы много говорим о «цифре», но разве при этом не должны уметь взаимодействовать с другими людьми? Причем не просто на уровне «поговорить», а собрать команду, быть тем, кто руководит в ней, ставит командные задачи, формирует малые группы, управляет большим коллективом? Все эти навыки присущи педагогу.
Плюс мы говорим и о таком качестве, как умение доводить начатое дело до конца, и оно также формируется в процессе обучения в психолого-педагогических классах. Этот навык, если касаться проектной деятельности, тоже один из ключевых, ведь, чтобы дойти до результата, нужно понимать, куда идешь и что в итоге у тебя получится.
– Марина Юрьевна, вы говорили о первых профпробах, а как это выглядит на примере?
– У нас есть прекрасная традиция, когда мы всей школой в декабре читаем книгу. Год назад это была «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, в 2023 году – «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана, и ребята из психолого-педагогических классов ходили к младшеклассникам со свечами, с игрушками читать главы этой книги. Таких театрализованных моментов много: балы, постановки, акции, а результат – единение школы, создание среды, общность детского коллектива. Конечно, не все дети станут студентами педагогических вузов, но если хотя бы треть из них выберут профессию осознанно и будут создавать такую же среду с внимательным, чутким отношением к детям, это станет лучшим достижением.
– Проводится ли отбор школьников в психолого-педагогические классы?
– Да, он есть. На мой взгляд, первым критерием выступают крепкие предметные знания, потому что всегда интересен учитель, который хорошо разбирается в своей предметной области. Также мы проводим обязательное мотивационное собеседование. Очень важно послушать, почему ребята хотели бы погрузиться в педагогическую профессию. К примеру, кто-то хочет быть похожим на своего учителя, кто-то имеет опыт общения с малышами, кто-то уже получил навык вожатской работы в лагере и т. д. Пути поступления в психолого-педагогический класс разные, но всегда важны осознанность, мотивация: почему я хочу быть в профессии «человек – человек».
В целом мы набираем параллель 10‑х классов, где старшеклассники проходят модульное обучение, не только погружаясь в теорию педагогики и психологии, но и участвуя в программе «Герценовская среда» РГПУ имени А.И.Герцена. Посещая старейший педагогический университет, ребята знакомятся с интересной образовательной средой. Для многих из них настоящим открытием становится то, что педагогическая профессия – это не только учитель-предметник, но и педагог-психолог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования и так далее.
Также нам кажется важным, чтобы в таких классах преподавали увлеченные, творческие учителя, потому что никто не отменял весомость личного примера, ориентира. А для самого педагогического коллектива это тоже стимул по-другому готовиться, по-другому преподавать, ведь на тебя равняются, тебе хотят подражать. Наличие таких классов стимулирует администрацию школы в подборе соответствующих кадров и в создании среды, в которой модно жить и учиться.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург
Комментарии