Решение принять участие в городском конкурсе «Самый классный классный» далось мне не просто. За прошедшие годы я участвовал сначала в городском, а позже – в краевом конкурсах «Учитель года». На обоих оказывался в числе призеров. Так что особого желания снова пройти через «мясорубку» конкурсных испытаний у меня не было. Основными аргументами директора школы и организатора, убеждавших меня войти в этот конкурс, были, во-первых, успешная многолетняя работа на базе моего класса театральной студии, ежегодно представляющей зрителям новые спектакли, и во-вторых, работа в качестве классного руководителя с первого класса. Последнее оказалось возможным потому, что я имею два диплома – учителя английского языка и учителя начальных классов.
Конкурс закончился, мне удалось пройти в финал, но не удалось стать призером. Внутренне тем, что сделал и что «наговорил», я в целом удовлетворен. Хотя по завершении предпоследнего дня – а в этот день мы выполняли самое трудное задание: провести открытое внеклассное мероприятие в «чужом» классе без предварительной подготовки – я вышел на первое место и готовился достойно выступить в финале. До сих пор не могу ответить на вопрос, правильно ли поступили организаторы конкурса, когда в последний день вдвое увеличили состав жюри, включив в него педагогов, не прошедших в финал. Впрочем, допускаю: то, что и как я говорил, выполняя задание «показать одну из форм воспитательной работы с родителями по патриотическому или нравственному воспитанию учащихся», могло не понравиться и «основному составу» жюри.
Позже, когда переживания, вызванные конкурсом, улеглись, я задал себе вопрос: «А может, не нужно было дразнить гусей и следовало построить свое выступление в этом задании традиционно, не затрагивая болевых точек современного российского общества?» Уверен, поступи я так – оказался бы в числе призеров и, возможно, стал победителем. Скажу искренне: я рад, что не поддался соблазну.
Меня, как и моих коллег, вопрос воспитания в детях качеств гражданина и патриота волнует в немалой степени. Соответствующий пункт наверняка есть в планах воспитательной работы каждого классного руководителя. Воспитанию гражданственности и качеств патриота советские и российские педагоги всегда уделяли и уделяют огромное внимание.
Проблема в другом. Сегодня учитель уже не имеет права просто повторять призывы к тому, что Родину надо любить, а в случае угрозы ее безопасности – защищать. Надо хорошо понимать, что уже 13 лет у нас другая Родина – значительно уменьшенная в размерах и потерявшая большую часть своего мирового значения.
В моем 8-м «Б» классе есть мальчик по имени Анар. У его родителей и у меня – одна Родина, Советский Союз. А у него – другая, Азербайджан. Россия стала для него страной, где ему, как говорят психологи, «комфортно жить». И слава Богу, что это так. Кроме русских, у меня в классе есть украинцы, белорус, осетин, кореянка. Для всех этих моих учеников Россия и есть Родина.
Еще тогда, когда мои нынешние восьмиклассники были в начальной школе, мы говорили о дружбе народов нашей страны и о том, что мир между национальностями недопустимо разрушать. Среди родителей моего класса никогда не было и нет национальных экстремистов. Может, этому способствовало то, что сам я всегда был интернационалистом.
На конкурсе по ходу своего импровизированного «родительского собрания» я задавал коллегам неудобные вопросы. Один из них звучал так: «Возникало ли у вас когда-нибудь желание уехать вместе с семьей на постоянное место жительства за границу?» Из зала раздалось два или три утвердительных ответа.
Около трех лет назад класс, в котором я являюсь классным руководителем, одна за другой покинули две девочки. Анаида уехала вместе с родителями в США, Вита – в Германию. Я беседовал с родителями перед отъездом. Для меня было важно понять мотивы принятия такого решения. Отец Анаиды основной причиной отъезда называл невозможность обеспечить в России нормальное материальное положение семьи. Мать Виты говорила еще и о желании гарантировать полноценное образование и возможность самореализации для дочери, чего дочь, по мнению матери, будет лишена в России.
Я не пытался отговорить взрослых людей от принятия такого решения, потому что видел: люди осознанно к нему шли. Своей задачей считал выяснить, понимают ли, как отъезд на чужбину может повлиять на детей, на их характер, эмоциональное состояние. Спросил, уверены ли родители, что девочки смогут адаптироваться к иному образу жизни и иной системе образования. Самое интересное, что девочки абсолютно комфортно чувствовали себя в классе.
Прошло время. Вите, кажется, удалось адаптироваться в чужой стране среди носителей неведомого ей в России языка. По весточкам, которые доходят от матери, девочка успешно учится и развивает свои разнообразные способности.
У Анаиды все не так просто. Учится она в школе вместе с такими же, как она, детьми, чьи родители приехали в США со всего мира. Одна из лучших в классе. А вот друзей нет, и чувствуется озлобленность против окружающих. Не уверен, что она благодарна родителям, так резко изменившим ее судьбу.
И все-таки что-то не так в нашем Отечестве… Ведь количество уехавших на Запад наших бывших соотечественников исчисляется уже не десятками и сотнями, а десятками и сотнями тысяч. И когда наше правительство пытается убедить наших пенсионеров в том, что 50 рублей на проезд в городском транспорте в месяц – приемлемая сумма, а 2-3 тысячи рублей для врача и учителя – вполне приличная зарплата, мне становится стыдно за это правительство, и я пониманию, почему мне сегодня очень трудно говорить с детьми о патриотизме.
Кстати, вы не задумывались о том, что задача воспитания патриотов своей Родины возложена президентом и правительством на людей, для которых ни Государственная Дума, ни правительство ну просто никак не могут найти источников повышения заработной платы до приличного уровня. Рассуждают, видимо, так: раз вы пришли в профессию по призванию, то и за копейки будете выполнять гос- и соцзаказ. И ведь выполняем! Кто-то с большим, кто-то с меньшим рвением.
Свою задачу как педагога я, по большому счету, вижу в том, чтобы воспитывать в своих учениках активную жизненную позицию, стремление построить новую Россию. Нельзя допустить, чтобы наши нынешние ученики, повзрослев, остались нейтральными созерцателями происходящего или брюзжащими критиками, которые не прилагают никаких усилий для изменения ситуации в стране в лучшую сторону.
В мае этого года мы отпраздновали славную дату – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для моих учеников день 9 мая – по-прежнему день памяти о славном подвиге советского солдата, спасшего человечество от фашистской чумы. Для меня та война – это война поколения моего отца, участвовавшего в сражении против квантунской армии и потерявшего на фронте трех братьев, и поколения моего деда, спасавшего колхозный скот на Северном Кавказе. Мои ученики в своем большинстве уже лишились прадедов – участников той войны. И моя задача как классного руководителя состоит в том, чтобы по возможности сократить этот временной разрыв в представлении детей. Мне нужно сейчас найти какие-то свежие слова и понятные образы, чтобы объяснить нынешним школьникам, в чем состоял подвиг их предков. А состоял он в том, что они ценой неимоверных усилий и огромных жертв сохранили нацию от истребления и не допустили расчленения страны.
Это уже наше поколение в мирное время своим бездействием и равнодушием позволило распасться красивой и сильной стране, имя которой было – Советский Союз. Вряд ли ошибусь, если скажу, что большинство нынешних 40-50-летних испытывает чувство ностальгии – нет, не по временам брежневского застоя, когда одна и та же передовая статья печаталась в разных газетах, а по тому времени, когда мы счастливо жили в сильной стране и с уверенностью смотрели в свое будущее.
Я никого не призываю лить слезы и бить себя в грудь в порыве раскаяния. Что сделано, то сделано. Но все мы – и педагоги, и непедагоги – должны понять: нельзя допустить, чтобы с Россией повторилось то, что произошло с Советским Союзом.
Обращаясь к коллегам на конкурсе, я сказал, что надо суметь перестроить страну и самих себя так, чтобы ученики наши поняли: Россия – это не только политики и олигархи. Россия – это и исследователь Федор Конюхов, преодолевающий в одиночку океаны и показывающий миру силу русского характера, и физик академик Гинзбург, который, получив Нобелевскую премию, заявил, что несмотря на многочисленные предложения уехать на Запад никогда этого не сделает, потому что считал и считает своей Родиной Россию, и академик-пушкинист Дмитрий Сергеевич Лихачев, который, отсидев много лет в сталинских лагерях и поняв, что посадила его политическая государственная машина, а не Родина, почитаемая и любимая им, не озлобился душой и внес огромный вклад не только в отечественную литературу, но и в целом в отечественную культуру и даже в души многих из нас. Вот эти люди и являются для меня истинными патриотами, на примере жизни которых я стараюсь воспитывать любовь к Родине у своих учащихся.
И еще – не надо врать! Стыдно бывает за педагога, который днем призывает своих учеников-юношей выполнить священный долг, отслужив в армии положенный срок, а вечером за ужином говорит сыну-подростку, что приложит все силы, чтобы «отмазать» того от армии. Я прекрасно понимаю мать, которая, наслышавшись о реалиях современной армейской службы и видя, как страна живет в обстановке локальных военных конфликтов, не хочет потерять сына. Но если эта мать – педагог, то она, общаясь с классом, может и должна напомнить своим ученикам, что сегодня у юноши есть законодательно оформленное право выбора: идти служить в армию или выбрать альтернативную службу.
Я думаю, настанет время, когда наши дети действительно смогут любить нашу Родину. Для этого мы все – и власть предержащие, и педагоги – должны много сделать, чтобы эта пора наступила скорее.
Владимир ГАЛЬЦЕВ, классный руководитель 8-го «Б» класса МОУ СОШ № 8, Ессентуки
Комментарии