Педагоги испокон века считают свою профессию самой главной на земле. В самом деле, что может быть важнее знаний, умений и навыков, человеческого опыта, которым учитель делится с детьми? Эволюция человеческого общества, его прогресс целиком и полностью зависят от того, насколько успешно одно поколение сможет передать накопленный запас знаний другому, молодому, научит его избегать ошибок и достигать цели оптимальным способом.
Но при всем величии своего предназначения педагог не застрахован от элементарного заблуждения: иногда ему кажется, что именно он обладает единственно верными ответами на вопросы, которые жизнь ставит перед обществом, только ему одному известно, как на самом деле надо было бы сделать то-то и то-то. Неудивительно, ведь любой учитель в той или иной степени знает историю своего предмета, а история хотя бы потому важна, что учит не повторять чужих ошибок. Только вот в чем дело: сколько бы вокруг ни говорили, что история повторяется и человечество в который раз наступает на одни и те же грабли, на самом-то деле каждый раз это другая история и другие грабли.
Поэтому учителям – именно им! – очень важно осознать, что те извечные (как нам кажется) истины, которые мы передаем нашим детям, рано или поздно подвергаются сомнению и трансформируются – хотя и очень медленно, но все же, все же! Посмотрите школьные учебники прошлых лет: одних и тех же личностей сначала воспевают и превозносят, затем охаивают, потом игнорируют, а после этого преклоняются перед ними, как перед жертвами “неправильных” эпох. И повторяется это с известной периодичностью.
Многие сетуют: прошло каких-нибудь десять – пятнадцать лет, а современные подростки вообще не знают, кто такой Ленин, что за организация такая – комсомол и чем пионер отличается от “Pioneer”а. Но много ли среди нас таких, кто может сказать, что его ученики блестяще разбираются в этих вопросах? И благодаря чему – действительной важности этих понятий для детей или личной партийной ориентации педагогов?
Каждый год 22 апреля я спрашиваю детей, какой сегодня праздник. Затем, подождав, пока будут изложены все возможные версии, и не найдя среди них правильной, начинаю издалека: “Ну вообще-то сегодня еще и именины святовеликомученика Вадима”. А уже потом постепенно провожу небольшой исторический ликбез. Правда, не особо веря в его успех. Просто чтобы знали.
…Из работ, присланных на конкурс “Сто друзей” за последние годы, очень много разработок было посвящено пушкинской теме, крайне мало – библейской и ни одной – ленинской. Выводы делайте сами.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии