search
main
0

Друг в беде не бросит… Вечные ценности в современной прозе о школе

Поднимая проблематику детской литературы, «УГ» писала, что она, конечно, не исчезла (и вряд ли исчезнет), однако явно ощущается нехватка добротной реалистической прозы для среднего и старшего школьного возраста. Произведений, где поднимались бы проблемы, действительно волнующие подростка: выбор друзей, взаимоотношения с учителями и родителями, первая любовь. Детский детектив, столь популярный и, безусловно, имеющий все права на существование, вряд может в силу жанровой специфики ответить полно на все эти вопросы. Здесь требуются особая психологическая глубина, особое писательское видение и мастерство, умение не сделать сюжетную интригу самоцелью. И, конечно, любовь к юному читателю.

Авторы, о которых пойдет речь, – участники III Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н. Толстого, проводимого Товариществом детских и юношеских писателей России (http://www.detlit.hut2.ru). Участников, конечно, больше, просто на газетной странице нельзя рассказать обо всех. Они прекрасно знают и ребенка, и школу.

«Школа – это не просто коробочка с окнами, где звенят звонки и бегает великое множество детишек-муравьишек. Школа – это особый, очень тонкий и интересный мир, жизнь которого можно понять, только погрузившись в него. Однажды познать всю прелесть школьной жизни пришла Елена Николаевна Синицына, молоденькая учительница литературы», – этими словами открывается цикл коротких рассказов Светы Сороки, объединенных общим заголовком «Из жизни учительницы литературы». Писать о школе – значит писать прежде всего о людях, которые приходят в нее. Одни – учиться, другие – учить.

Преподнести знания еще не самое главное, важно стать настоящим другом для детей. Это показано и у Светы Сороки, учительницы из подмосковного Клина, и у Евгении Басовой, о чьей повести «Эй, рыбка!» мы еще скажем несколько слов ниже. Елена Николаевна отдает себя детям без остатка, хотя каждый раз они преподносят ей сюрпризы, порой неприятные. Но каждый из ребят в ее классе – маленькая личность со своими неповторимыми чертами, что Свете Сороке успешно удается передать и донести до читателя. Ей помогают точность в деталях (а умение их отобрать – особый талант), в наблюдении, знание школьного быта. Со всеми его тонкостями (учитель дома, учитель и завуч). И еще юмор. Он в каждой из маленьких главок «Жизни учительницы литературы». Наверное, именно потому Елена Николаевна – настоящий учитель, который никогда не унывает, что бы ни случилось. Ну, например, один эпизод, который не может не вызвать улыбки и сопереживания.

«Однажды, проходя по третьему этажу, Римма Васильевна (завуч по воспитательной работе. – В.Б.) увидела, как пятиклашки, переполненные чувством, обнимали Елену Николаевну.

– Елена Николаевна! – недовольно высказала после уроков Римма Васильевна. – Это уж совсем никуда не годится. Почему вы позволяете пятиклассникам висеть у себя на шее?! Они вам что, медаль или елочные игрушки! В школе столько учителей, но никто не разрешает детям вешаться на себя. Ни к кому они не липнут, и ко мне тоже.

Учительницу литературы настолько расстроили эти слова, что она не нашлась, что ответить, и неторопливо побрела на свой третий этаж.

В рекреации ее догнала маленькая Вика.

– Елена Николаевна! – негромко сказала девочка, поглядев на учительницу влюбленными глазами. – Вы знаете, скоро праздник 1 Мая, и я хочу вам сделать приятное. ПРОСИТЕ, что угодно…

– Правда?! – Елена Николаевна растерянно посмотрела куда-то вдаль. – Тогда возьми Юлю, и налипните на Римму Васильевну, пожалуйста…»

Учитель может быть смешным и неловким. Глуповатым.

«На уроках он ставит эту сумку перед собой на стол. И, наклонив чуть-чуть к себе, вытаскивает термос. Думает, что это у него получается незаметно. Сидя перед нами за столом, он ежится там у себя за сумкой, и мы слышим, как у него что-то булькает. Это он что-то наливает себе из термоса в стаканчик, а потом пьет, уйдя в свой стол чуть ли не по плечи. Кофе там у него. И в классе сразу начинает пахнуть плохо сваренным кофе. Таким, который просто заварили, как чай. Учитель запивает им какой-то бутерброд. А нам не разрешают жевать на уроках. Если увидят, сразу выходи из класса. Где справедливость?

На русском и литературе многие изображают, что они что-нибудь жуют. А когда Кирпич подходит к тебе, ты просто широко раскроешь рот, показывая, что там ничего нет». Кирпич – прозвище учителя литературы Григория Деевича из повести Евгении Басовой «Эй, рыбка!» (кто заинтересовался, могут прочесть повесть и другие произведения Евгении Басовой в Интернете: http://www.proza.ru/2006/03/20-98). Здесь школьники уже не те веселые и наивные пятиклашки, с которыми работает Елена Николаевна. Они старше, их шутки над учителями грубее, порой злее, и жизнь уже раскрывает перед ними не только светлые, но и самые темные свои стороны. Здесь особенно нужен совет настоящего друга. Именно смешной, неловкий Кирпич становится таким для главной героини. Этого не произошло бы, если б все отношения между учителем и учеником ограничивались только уроками. Между тем многое и, может быть, главное свершается не в классе, не дома, а на улице, где-то за пределами школы или квартиры…

Что такое дружба? Философский вопрос. Как она возникает? Как и почему заканчивается? Почему родители не могут стать друзьями ребенку, не в силах найти общий язык с ним? Ответы кроются где-то в глубинах человеческого сердца. Как нам научиться друг друга понимать?

Найти настоящего друга – главная задача, которую пытается решить Виталька из повести «Выдумщик с третьей парты» Ольги Златогорской (автор работает в Москве педагогом-психологом, в свое время была вожатой в Артеке, публиковалась в «Пионере»). В этом году «Выдумщик с третьей парты» и другие произведения Ольги Златогорской вышли в свет в издательстве «Астрель». Не такое это простое дело, как кажется, – найти друга. Но не суперсовременные компьютерные игрушки сближают детей. Главный герой, Виталька, оканчивает шестой класс, идет последняя неделя перед летними каникулами. Собственная семья, семьи других детей, школа, улица – вот мир, где проходит его жизнь, где он формируется, становится личностью. Учительский коллектив с его особым миром и взаимоотношениями внутри себя самого (о, это особая литературная тема!) в «Выдумщике…» несколько в стороне. Впрочем, прямо этого утверждать нельзя. Дети не находят понимания у учителей. Например, когда Виталькина соседка по парте отличница Ленка Зубова заступается за него, заявляя, что не он передразнил учительницу (уж кто-кто, а она-то рядом сидит), им обоим приходится уйти за дверь. А потом в кабинете у завуча разворачивается следующая сцена.

«- Итак, – голосом прокурора начала завуч. – Вы безобразно вели себя, сорвали урок, потом самовольно покинули класс. Так?

– Нет! – взвинченно отозвался Виталька.

– Да? – очень удивилась завуч. – А как тогда?

Виталька хотел ответить, но тут вмешалась Ленка. Очень спокойно сказала:

– Зачем вы спрашиваете? Вы ведь все равно нам не поверите.

Завуч не возмутилась. Побарабанила пальцами по столу и вздохнула:

– Эх, Зубова, Зубова. Что с тобой случилось? Хорошая девочка, гордость школы. А теперь вот такой номер. Переходный возраст начался? Вроде рано… Что молчишь? Сказать нечего?

– А вы ничего не спрашиваете. Вы задаете риторические вопросы.

Завуч покивала:

– Вот слова умные выучила. Думаешь, теперь все знаешь лучше учителей? Можешь что угодно творить?

– Нет. Я сказала правду, а в ответ услышала грубость. Это, по-вашему, правильно?

Завуч снова постучала пальцами по столу. В окно било солнце, Виталька вспотел. Очень хотелось прекратить этот бессмысленный разговор.

– Да, Зубова, я чувствую, ты покатишься, – задумчиво протянула завуч. – С такими замашками… Не хотела я под конец года портить, да, видно, придется. Скажи маме, чтобы она в школу пришла»…

В «Выдумщике…» показан еще особый мир разных семей, где живут ребята, но это и уж тем более сравнительный анализ хотя бы в самых общих чертах современной реалистической детской прозы с недавними советскими образцами особая тема, углубиться в которую рамки газетной страницы никак не позволят. Главное, что реалистическая и психологическая традиция существует, не исчезла, другое дело – проблемы выхода детской прозы к читателю, лежащие на стыке искусства слова и бизнеса. Здесь еще немало предстоит решать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте