search
main
0

Друг-товарищ Тимофеев

Представьте себе обычный зауральский городок в 60-70-е годы. Здесь-то и живет маленькая девочка, мечтающая о кино. Почему о кино? Да просто других видов искусства никто здесь не видел. А кино – это так таинственно, красиво и… каждый день. Летом – обычные детские развлечения: речка, лес, ягоды, грибы. Игры все больше мальчишечьи: казаки-разбойники, лапта, а зимой – каждый день поход в кино, в маленький кинотеатр. Вторая страсть, которая осталась на всю жизнь, – это чтение. Читала запоем, все подряд. И днем и ночью, при свете фонарика. (Сейчас, став взрослой, работая всю жизнь в школе, видя, как мало читают наши ученики, с грустью отмечаю: читать бы и читать нашим детям, но нет, что-то исчезло, что-то мы потеряли). Естественно, потом был пединститут, факультет русского языка и литературы, и работа в школе.

Часто задаю себе вопрос: «Кто из окружавших меня людей оставил самый большой след?»

1974 год. Я поступила в Шадринский педагогический институт. Знаете, что испытывает человек, приехавший из районного городка и поступивший в институт в те годы? Нет, не радость и гордость, а страх.

Мне было страшно на первых лекциях: вдруг окажусь самой неспособной.

Одни преподаватели сменяли других… До сих пор помню первые лекции педагога-учителя, который для меня остался Учителем на всю жизнь. Это Вячеслав Павлинович Тимофеев, человек, влюбленный в свое дело, в литературу, в языкознание, в родной зауральский край, в родную деревню Мехонку.

Я помню, как он нам читал пушкинский «Выстрел». Читал с таким чувством проникновения в гениальные строки, с такой страстью в голосе и с любовью, что я была в изумлении: неужели далекий XIX век так созвучен нашему времени и может вызвать такие сильные эмоции? У Вячеслава Павлиновича две большие любви в литературе: Пушкин и Есенин. Именно Вячеслав Павлинович влюбил меня в поэзию, и эта любовь со мной на всю жизнь.

Тимофеев, кроме этого, занимался и краеведением. Нам посчастливилось лично слышать проникновенные слова о земле-матушке, о хлебе, о малой родине, о Терентии Семеновиче Мальцеве, зауральском хлебопашце. Мы слушали беседы о литературе шадринского писателя Виктора Юровских, к нам, в институт, приезжал и другой зауральский писатель, Виктор Потанин. Древнюю русскую литературу в институте нам преподавал Александр Михайлович Виноградов, поэт, в то время выпустивший не один сборник стихов. В те годы был пик поэзии, часто и в Шадринске проходили литературные вечера. На одном таком вечере я осмелилась и прочитала стихи Виноградова.

Позже Вячеслав Павлинович мне скажет: «Читать стихи – тоже великое искусство, этому надо учиться». Мы и учились.

Многих талантливых людей приглашал к нам в институт Вячеслав Павлинович, он дружил с ними и очень дорожил этой дружбой. У Александра Михайловича Виноградова есть стихи, посвященные Тимофееву:

На контрастах тьмы и света,

Карауля перелет,

Вся охотничья планета

Птицу северную ждет.

И в предчувствии трофеев

В лодке, встав, удал, умен

Друг-товарищ Тимофеев –

Таволжанский гондольер.

У студентов литфака бывали этнографические экспедиции по деревням, селам, где мы записывали песни, обычаи, изучали местный говор. Такие экспедиции организовывал Вячеслав Павлинович. А как любовно он рассказывал о природе, учил нас узнавать каждое дерево, травинку, птицу нашего края. Тогда, я помню, с удивлением слушали мы его беседы не только о названиях деревень, но и о травах.

Я храню книги, подписанные Вячеславом Павлиновичем мне: «Верушка! Не жалей, что, вместо того чтобы гулять бесцельно по улицам, ты сидишь за работой. Никакой труд не бывает напрасным». (Я летом занималась исследовательской работой по творчеству поэта Вознесенского). Кстати, своим детям Вячеслав Павлинович тоже привил любовь к литературе: сын Игорь преподает в Курганском педагогическом институте, дочь Ольга тоже закончила факультет русского языка и литературы.

Вячеслав Павлинович считал меня способной ученицей и хотел, чтобы я поступила в аспирантуру. Но после окончания института я стала работать в школе и работаю всю жизнь. Но до сих пор у меня не исчезло чувство вины перед учителем, что я не закончила работу – исследование рифм в поэзии А.Вознесенского, – а Вячеслав Павлинович так верил в меня.

Вера КОЛТАШЕВА-ПЕТРЕНКО, зам. директора средней школы № 5, пос. Айхал, Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте