search
main
0

Друг Паскаль. ​После уроков

Устойчивое отношение школьников к математике как к совершенно бесполезной науке перебороть непросто. Но выход есть. Например, можно организовать математический театр, где ребята вместе с выдающимися личностями прошлого проживут эпизоды их непростых судеб, заново создавая математические понятия и теоремы.

Когда я впервые ознакомилась с книгой Бориса Тарасова «Паскаль», мне сразу же захотелось поведать ученикам о том, что лежит в основе трудов великого ученого и философа. Но я понимала, что простой рассказ вряд ли останется в их памяти. Тогда пришла мысль создать театральную пьесу, чтобы ярко отобразить не только факты, но и характеры героев, чтобы математика ожила в образах.Работая над спектаклем, мы обнаружили, что геометрия Евклида, изложенная в «Началах», отличалась от  ее интерпретации в современных учебниках, но сам смысл понятий, определений и свойств фигур тот же. Узнали, что Блез Паскаль в детстве самостоятельно сформулировал и доказал несколько теорем из книги Евклида, размышляя об этом втайне от всех, ведь отец не разрешал ему заниматься математикой до 15-летнего возраста, думая, что это помешает изучать языки и другие дисциплины. Мало кто знает, что у Паскаля была сестра Жаклина, которая в детстве писала такие великолепные стихи, что сама королева Анна Австрийская согласилась встретиться с девочкой во дворце. Сюжет построен таким образом, что актеры сами участвуют в открытиях,  сделанных в XVII веке юношей Паскалем. Ведь если не понять содержания монологов, то не получится проживания и переживания, необходимых для успеха театральной постановки. В пьесе «Детство Софьи Ковалевской», написанной по ее книге «Воспоминания», которую мы прочли вместе с ребятами, живо показаны отношения маленькой Софьи и ее сестры Анны. Софья писала стихи (и в нашем спектакле они прозвучали), а старшая сестра всегда стремилась опередить ее во всем. Занятия математикой для Софьи начались с разглядывания обоев в детской комнате, которую оклеили рукописями знаменитого профессора.  «Дом на Божедомке» – это сцены из жизни семьи Ф.М.Достоевского, детство которого прошло во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где трудился его отец. Детям особенно нравятся сцены, в которых показано, как в семье Достоевских учили математику: с одной стороны, зубрежка, с другой – интерактивное изучение видов углов с помощью исследования пересечения московских улиц по пути из флигеля на Божедомке в Марьину рощу. Пьеса основана на воспоминаниях младшего брата писателя, Андрея Достоевского. В начале работы над спектаклем мы с учениками отправились в Музей-квартиру Ф.М.Достоевского на Божедомке, где своими глазами увидели учебники, по которым учились братья (в частности, таблицы логарифмов и тригонометрических линий, упоминающиеся в пьесе). Работу над проектом «Математический театр» ребята начали в пятом классе, и в течение трех лет у нас сложилась традиция – ежегодный спектакль-проект по авторскому сценарию. Елена ВОВЧУК, учитель математики гимназии №1579, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте