Мы давно привыкли жить в окружении техники, в том числе роботизированной. Большинство талантливых разработчиков признаются, что увлечение конструированием и моделированием началось с детства. Например, многие выдающиеся российские инженеры вышли из детских технических кружков и секций. Поэтому мероприятия Плана Российской Федерации по реализации Концепции развития системы дополнительного образования детей в части научно-технического творчества можно считать продолжением славной традиции поддержки юных изобретателей.
В Ленинградской области данному направлению тоже уделяется серьезное внимание. Так, разработан план мероприятий по развитию научно-технического творчества детей и молодежи, в том числе в области робототехники, до 2020 года. Также разработана региональная инновационная программа по теме «Развитие научно-технического творчества в сфере дополнительного образования Ленинградской области».Уже сегодня в освоение дополнительных общеразвивающих программ «Робототехника» вовлечены 13 процентов обучающихся от общего числа детей 5-18 лет в 26 организациях дополнительного образования Бокситогорского, Приозерского, Лужского, Выборгского муниципальных районов и Сосновоборского городского округа.Для повышения охвата детей, включенных в научно-техническое творчество на разных уровнях освоения специальных технологий, смоделирована и развивается сеть образовательных организаций. В рамках внеурочной деятельности 78 общеобразовательных школ Ленинградской области обучают азам робототехники детей младшего школьного возраста. В каждом районе области оборудованы кабинеты для реализации программы «Робототехника» в учреждениях общего и дополнительного образования.На базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр «Ладога» создан региональный ресурсный центр технической направленности, который сопровождает работу 9 образовательных организаций – региональных инновационных площадок по реализации инновационных проектов научно-технического творчества, в том числе по робототехнике в рамках дополнительного образования.Для того чтобы повысить интерес детей к робототехнике, с 2012 года в Ленинградской области проводятся муниципальные, межмуниципальные и региональные мероприятия: окружной форум робототехники, спартакиада по RoboJam, фестиваль «Робофинист» и др.Поскольку кадры решают все, то в регионе разработана программа повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической направленности по теме «Развитие детского технического творчества в системе дополнительного образования детей» (72 часа). В начале 2016 года с ней уже ознакомились 25 педагогов дополнительного образования. Данная работа построена в прямом взаимодействии с партнерами – специалистами предприятий и учеными высших учебных заведений. Например, научно-методическое сопровождение программ научно-технического творчества осуществляют такие известные вузы, как Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И.Ульянова (Ленина).Ведется работа и по развитию государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей, в том числе в сфере научно-технического творчества и робототехники. Образовательные организации Ленинградской области заключили около 100 договоров о сотрудничестве и сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ. Одним из партнеров выступает Ассоциация участников рынка арт-индустрии.Мысль верная, инженернаяРазработка и создание «умных» конструкций – это действительно увлекательное занятие, что доказывает опыт школ, где динамично развивается техническое направление.Например, три года назад на базе школы №1 г. Приозерска был создан муниципальный ресурсный центр «Ромбус», основные направления деятельности которого: реализация досуговой программы «Кубики», проведение муниципальной научно-практической конференции «Сфера знаний» и программа дополнительного образования технического направления по робототехнике.Как рассказала директор школы Наталья Баркалова, в рамках досуговой программы «Кубики» в течение года проводится 4 интеллектуальные игры: «Знайки» – для учащихся 3-х классов, «Однажды в сказке» – для 5-6-х классов, «Умники и умницы» – для 7-8-х классов, «Что? Где? Когда?» – для 10-11-х классов.Два года назад родилась идея реализации еще одной образовательной программы – «Робототехника», тем более что появился педагог-энтузиаст, готовый заниматься с ребятами, – инженер Центра информационных технологий Артем Сергеевич Баркалов. Купили оборудование и 3D-принтер. Собрались ребята, которых это направление заинтересовало. Таким образом, родилось техническое объединение «Риороботы». Ребята стали выезжать на соревнования. Появились первые высокие результаты. В объединении у каждого есть любимое направление: кто-то занимается созданием моделей, которые на соревнованиях участвуют в категории «Свободное творчество», кто-то создает роботов для соревнований, таких как «Управляемый футбол», Кубок РТК, «Ралли по коридору» и др.Увидев заинтересованность ребят в техническом творчестве, в школе решили создать инженерный класс. При поддержке родителей, педагогов, единомышленников с 1 сентября 2015 года открылась первая техническая группа, где базовые предметы интегрированы с дополнительным образованием. Так, у ребят проходят занятия по физике, информатике и робототехнике. Дети придумывают свои модели как по физике, так и по робототехнике, пишут программы для них. Почти все родители замечают, что у ребят возрастает интерес к учебе и они стали спешить в школу. Причем с робототехникой с успехом дружат не только мальчики, но и девочки, хотя их и немного.Для развития технического направления требуется хорошая материальная база, подтверждает Наталья Баркалова, однако никакая техника не сможет заменить педагога. Они самая большая ценность. Это должны быть настоящие технари, творческие и увлеченные. Школе №1 в этом отношении повезло. Руководитель объединения Артем Сергеевич Баркалов – выпускник Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета им. В.И.Ульянова (Ленина) и выпускник этой школы. Своей работой он смог зажечь не только детей, но и учителей математики и информатики, физики, которые тоже теперь с удовольствием занимаются с детворой техническим творчеством.«Мне кажется, в последние годы образование стало более теоретизированным, не прикладным, – замечает Наталья Викторовна. – Исчезает техническая мысль, пропадают наши Кулибины. Больше появляется слов «я не сделаю, я куплю». Все больше умы занимает Интернет. Поэтому необходимо развернуть возможности Интернета к прикладному техническому творчеству. Робототехника этому помогает. Безусловно, одаренных в техническом творчестве детей будет немного, но погружение детей, особенно мальчишек, в технику будет способствовать развитию инженерной мысли».Еще одной интересной площадкой, где занимаются развитием технического творчества и робототехникой, является Центр развития творчества г. Сосновый Бор. Как считает директор учреждения Михаил Краско, наряду с развитием традиционных видов технического творчества сегодня важно внедрять новейшие направления. К примеру, в центре реализуется поэтапный подход к работе с детьми с техническими наклонностями. На первом этапе школьники осваивают такие дисциплины, как техническое моделирование и робототехника, что позволяет заметить действительно одаренных в техническом творчестве ребят. В дальнейшем «звездочки» получают развитие в таких направлениях, как изобретательство (клуб «Юный изобретатель», членами которого уже получено более 40 патентов), электроника и микропроцессорная техника, проектная научно-техническая деятельность. Занимаясь в центре, ребята не только генерируют новые идеи, но и реализуют их в виде прототипов и действующих приборов и систем, необходимых для промышленности, для экологии, в быту.Технические проекты воспитанников центра стали победителями крупнейших международных и всероссийских конкурсов научно-технического творчества, были представлены в Силиконовой долине в США.По словам Михаила Краско, все это стало возможно за счет использования в образовательном процессе современных технологий, материалов, микропроцессорной техники, дополнительных общеразвивающих программ, синтезирующих различные науки и техническое творчество.По мнению руководителя учреждения, занятия в центре способствуют повышению у ребят мотивации к самообразованию, участию в научно-исследовательской, проектной и изобретательской деятельности и как следствие раннему профессиональному самоопределению, поступлению в вузы технической направленности. С учетом этого и в рамках создания сетевого взаимодействия центр заключил договоры с предприятиями и вузами Соснового Бора, Санкт-Петербурга и Москвы. Это позволит ребятам пользоваться современной научно-технической и технологической базой партнеров и участвовать в реализации совместных исследовательских и технических проектов.Как отметили в Комитете общего и профессионального образования, действительно к реализации инновационных программ в области робототехники необходимо привлекать как можно больше научных консультантов и специалистов технического профиля, а также социальных партнеров. Кроме того, педагогам, занимающимся с детьми научно-техническим творчеством, существенно помогла бы учебная практика на базе научно-технических лабораторий и научных центров России и зарубежья. Есть и планы создания единого регионального технопаркового пространства, откуда выйдут первые победители состязаний JuniorSkills от Ленинградской области.
Комментарии