search
main
0

Древо мировое. Искусство удивляет «барской роскошью»

– Я рада, что из Ванечки вырастет не грубый солдафон, а человек, способный ценить прекрасное. – Бегемотов, например? – Представь себе, и бегемотов тоже.

Любушка, главная героиня знаменитого фильма «Офицеры», не переставала в вечных педагогических спорах объяснять своему излишне жесткому и прямолинейному супругу-генералу, что человека нельзя считать воспитанным и образованным, если он толстокож и слеп к красоте, не умеет разглядеть прекрасное в обыденном, а понятия «чувства» и «эмоции» для него пустой звук, ненужная «барская» роскошь. Участники конкурса «Учитель года России-2004», выступавшие в номинации «Искусство и культура», подписались бы под этими словами, не задумываясь. Ведь им каждый день приходится доказывать, что нельзя делить учебные предметы на «важные» и «второстепенные» и что их «часы» тоже имеют право на достойное место под «школьным солнцем».

Татьяна ПЛОТОНЕНКО, преподаватель изобразительного искусства из Республики Алтай, в конкурсном движении не новичок. В 2000 году победила на республиканском этапе конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». До Всероссийского финала в Петербурге тогда, правда, так и не добралась: в местном бюджете не нашлось денег на командировку. Перед поездкой в Москву больше всего боялась, что опять появятся какие-нибудь «веские» причины и непреодолимые препятствия, и на этот раз помешающие ей встретиться с коллегами-учителями со всей страны. К счастью, судьбе, видимо, надоело испытывать терпение Татьяны Валерьевны, и в назначенный день, согласно конкурсному расписанию, алтайская художница вошла в класс столичной школы № 1004. С московскими шестиклассниками разговор пошел о Ее Величестве Линии. Говорили о том, что все, даже самое прекрасное, состоит из штрихов, линий и пятен. Не будь у художника этих верных слуг, «бойцов невидимого фронта», не было бы и живописи. Ведь искусством, как, впрочем, и всей нашей жизнью, правят именно детали, и недальновиден тот, кто ими пренебрегает, считая ниже своего достоинства разбираться в мелочах . «Конек» Татьяны Валерьевны – использование на уроках изо компьютерных технологий. Одно дело, когда смотришь на обычную репродукцию, другое, когда с помощью хитрой техники «разбираешь» ее на составные части, на отдельные мазки, проникаешь в самую ее глубину.

Более традиционное видение урока изобразительного искусства представила на суд пятиклассников и жюри Юлия БАЙКАЛОВА, учитель года Республики Тыва, самая юная участница конкурса. Под сложной, громоздкой и несколько пугающей темой занятия – «Конструкция и декор предметов народного быта и труда» – скрывалась… изящная мезенская прялка. Именно ее Юлия Петровна предложила расписать своим ученикам, появившись перед ними в умопомрачительном тувинском национальном костюме. Выяснив, где у этого инструмента донце, а где навершие, дети взялись за краски – красные и черные, играющие в данном случае роль глины и сажи, материалов, которые только и были известны древним мастерам с реки Мезень. Птицы, кони, олени, земля, вода и солнце – всем этим таинственным символам и оберегам должно найтись место на импровизированной бумажной прялке.

Московским школьникам урок был полезен втройне: повстречались с мягким, уютным учителем, познакомились с таинственной мезенской символикой и, наконец, узнали о том, что такое прялка…

Описать урок «Древо мировое», который провел в пятом классе Владимир НИКЛЯЕВ, преподаватель МХК из Тюмени, просто невозможно. Так же, как, наверное, его невозможно скопировать и повторить. Это был урок-размышление, урок-разговор, урок-раздумье о месте человека в мире и в истории. Владимир Юрьевич, работающий по собственной программе «Человек играющий», – живая иллюстрация самой модной нынче педагогики сотрудничества. Он – не учитель, возвышающийся над классом, как грозный перст Божий, он – рядовой участник команды, ищущий наравне с детьми ответы на серьезные вопросы. Просто он чуть старше, у него чуть больше опыта, но в остальном они равны. Для коллег-учителей его работа – громкий призыв: «Чтобы ребенка научить, его надо сначала удивить». В выросшем на уроке «древе жизни» объединилось все: нумерология и история, современное искусство и искусство древних, прошлое, будущее и настоящее, все части света, ангелы и бесы. «Все смешалось – кони, люди», но в результате родилась идея: лишь в гармонии жизнь, без тьмы не будет света, а без света – тьмы.

Честь Евтерпы, покровительницы музыки, защищала на конкурсе Татьяна БОНДАРЕНКО из Амурской области. Помните легендарную «поющую дивизию» из фильма «В бой идут одни старики»? Так вот, благодаря Татьяне Ивановне не только ее родная Ларбинская средняя школа, но и весь поселок превратились в «поющие» и «играющие». Она руководит вокально-хоровым коллективом «Радость» и кружком любительской игры на фортепиано «Юный пианист». Ее воспитанники занимают призовые места на всевозможных конкурсах, поступают в музыкальные училища. Музыка, по мнению Татьяны Ивановны, – наука серьезная и глубокая, и изучать ее нужно не менее серьезно и глубоко.

Московские пятиклассники под ее чутким руководством разбирались в вопросах динамики и динамических оттенков, слушали Грига, учились отличать «пиано» от «форте», а «форте» от «меццо-форте».

В этом году численный перевес оказался за учителями физической культуры: три атлета приехали в Москву, чтобы доказать, что в здоровом теле – здоровый дух. Владимир РАДЧЕНКО из Кемеровской области – учитель-классик, Владимир НИКОЛАЕВ из Чувашии – поклонник восточных единоборств, основавший в Чебоксарах спортивный клуб «Викинг», где ребята занимаются каратэ Кекусинкай. И, наконец, Юлия РЫЖКОВА, «амазонка» с Камчатки, мастер спорта по горным лыжам, обучавшая в свое время хитростям крутых горных спусков первую леди страны Людмилу Путину и президентских дочерей Катю и Машу. Мало того, даже замуж Юлия Михайловна выходила на горных лыжах! Впрочем, московским десятиклассникам за неимением в спортивном зале и его окрестностях заснеженных трасс, Рыжкова предложила иной, не менее, правда, оригинальный план работы. Класс – это взвод, на стене – карта местности, задача команды – найти и обезвредить врага, попутно став чуточку сильнее, выносливее, собраннее и здоровее.

Кульминацией «учений» стала эстафета в противогазах и плащ-палатках. Жюри смеялось, а вот «новобранцам» было не до шуток: маленькая Юлия Михайловна вымотала их так, что никакому, даже самому матерому прапорщику не приснится. После «боевых действий» обессиленные бойцы залегли на маты и устроили себе привал под магнитофонное пение птиц и журчание ручья. Если через пару лет московским ученикам Рыжковой все же придется встать под ружье, они, думаю, с благодарностью вспомнят своего «гражданского взводного»: после ее урока они готовы к любым армейским катаклизмам.

Мнение жюри

Людмила ШКОЛЯР, доктор педагогических наук, профессор, директор Института художественного образования РАО, председатель предметного жюри в номинации «Искусство и культура»:

Такой номинации не было уже давно. И дело не в том, что все наши конкурсанты оказались людьми утонченными, одаренными, увлеченными и с огромным творческим потенциалом – это само собой и даже не обсуждается. В отличие от многих своих предшественников они сумели признать свои ошибки и недочеты, смогли услышать и принять нашу критику, нашли в себе мужество не обидеться на нее. Беда некоторых учителей, выступавших в номинации «Искусство и культура», – именно беда, а не вина – в том, что до их дальних регионов не доходят новые современные программы и методики, они не знают о них и потому продолжают работать по старинке, попутно пытаясь изобрести велосипед, который уже давным-давно изобретен. Если бы у них было больше информации, их выступления в Москве были бы более успешны, потому что, как говорится, все при них.

Татьяна Плотоненко – учитель знающий, обаятельный, прекрасно общалась с детьми. Она – самородок, взявшийся за огромное и очень важное дело – соединение уроков изо и компьютерных технологий. Уверена, впереди у нее еще множество побед. Но ее конкурсному уроку, к сожалению, не хватило более богатого иллюстративного ряда, а некоторые задания для доставшихся ей прекрасно подготовленных, подкованных детей были слишком просты.

Юлия Байкалова – учитель от природы. Юная, но уже прекрасно знающая детскую психологию, интуитивно улавливающая малейшие смены детского настроения: и похвалит вовремя, и поддержит именно тогда, когда ребенку это больше всего необходимо. И как художник, безусловно, одарена. Но, к сожалению, работает так, как это было принято 20, если не 30 лет назад, исключительно в репродуктивном стиле: я нарисую, а вы повторите. Ей бы чуточку знаний о современных методиках, и, убеждена, она превратится в блестящего педагога.

Татьяна Бондаренко – несравненное владение голосом и инструментом, незаурядные музыкальные способности. Интеллигентна и артистична. Но ее урок был скорее занятием в музыкальной, чем в общеобразовательной школе.

Алексей Тостановский, учитель ОБЖ из Сургута. Яркий педагог, умеющий и научить, и убедить. И то, что он в «пятнашке», – главное тому доказательство. Единственный совет – более тщательно прорабатывать драматургию уроков.

На Владимира Никляева наше жюри тоже делало большие ставки. Мастерски владеет приемами общения с детьми и игровыми технологиями. Без сомнения, талантлив. Что там говорить – человек будущего. Единственно, что пожелала бы его урокам МХК, – чуть больше собственно предмета МХК…

Хороши были и Юлия Рыжкова, и Владимир Радченко, и Владимир Николаев. Николаев, правда, сам будучи талантливым спортсменом, на уроке слишком много объяснял и рассказывал, не давая детям показать, на что они сами способны. У Радченко все методически выверено. Рыжкова увлечена, умеет заставить учеников работать, выжимает из них семь потов – и правильно делает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте