Мы спросили у учителей…
Как меняется ваша жизнь на отдыхе, как меняетесь вы сами, выйдя за порог школы?
Свобода выбора одежды вне школы – каковы для вас ее пределы?
Как одежда отражает ваши настроение, стиль, сочетается с вашими увлечениями, характером, отношением к миру?
Одежда как позиционирование собственного «я» и в подтверждение – визуализация своего образа.
…и нам ответили!
Калейдоскоп мнений показал разные грани личности, разные точки зрения… А, впрочем, почему разные? Мы узнали, что:
✓ одежда помогает каждому из наших собеседников быть в гармонии с самим собой, а для учителя такая целостность очень важна, это, если хотите, часть воспитательной работы с детьми;
✓ нашим героям чужда чопорность, застегнутость на все пуговицы, которая, по их убеждению, не только ограничивает личную свободу, но и создает дистанцию между учителем и учениками;
✓ строгая рабочая форма одежды привносит в школьную жизнь и в процесс учебы скуку и однообразие;
✓ одежда для каждого – элемент игры, творчества, позиционирования своего «я». И отдых – лучшее время для перезагрузки.
Мы поняли главное: современный учитель не хочет ни строить баррикады из нравоучений, ни возводить себя на пьедестал, ни копать рвы между собой и своими учениками. Он хочет – и в этом есть большое искусство и мастерство – быть с ними на равных, но не панибратски, а по духу, по смыслам, по единой главной цели. И только такой учитель может взрастить не класс успешных учеников, а коллектив, состоящий из личностей – доброжелательных, толерантных, активных, со своей устойчивой жизненной позицией.
Мы не без основания предположили, что и главные объекты системы образования – ученики, не зная того, оказывают влияние на стиль одежды и образ жизни учителей и в будни, и в праздники.
Кто скажет, что это не так?
– Лето – это маленькая жизнь, жизнь вне школы, со своими правилами и прелестями. Легко ли учителю переключаться на формат «без галстука»? Весь учебный год нас сопровождают строгие фасоны, монохромные цвета брючных костюмов, классические блузы и платья, деловая обувь. Когда в школе объявляется режим свободной формы как для школьников, так и для сотрудников, то пропадают каблуки, появляется удобная обувь, кроссовки и кеды, строгие юбки заменяются легкими светлыми платьями, удобными брюками или джинсами с футболками.
Выбор одежды вне школы зависит от ситуации и событий, которых и летом у педагога бывает много: туристические походы, прогулки с ребенком по городу, летние open-air-фестивали и концерты, каких у нас в городе очень много, а также путешествия в другие страны либо поездки на природу или на дачу. Выбор одежды зависит и от настроения. Важно, чтобы было удобно и комфортно с учетом места, времени, формата и цели встречи или события.
Как правило, летом нужен один образ для вечернего выхода, пара вариантов для городских прогулок в жаркую или прохладную погоду: либо легкие платья, либо юбка или брюки со свитшотами. Яркие футболки могут разнообразить образ; если солнце прячется, то к этому комплекту прекрасное дополнение – яркий жакет. Очень люблю платья, они многофункциональны и можно обыграть образ с помощью обуви, украшений и блейзеров для любого формата – от делового до спортивного. Если собираюсь в жаркие края к морю, то комбинезоны и сарафаны – любимые спутники. В нашем городе реализуют проект «Йога на траве» и все лето практикуют занятия на свежем воздухе, для этого есть спортивный комплект.
Украшения? Да! Но я предпочитаю их в формате «украшения для девушек, которые не носят украшений». Лаконичность и утонченность – важные критерии при выборе. Сегодня, к примеру, предпочтение отдаю горному хрусталю и серебру.
Наша одежда может многое рассказать о личности человека, поэтому крайне важно при выборе образа оставаться собой, что бы ни происходило. Доказано, что не модная вещь делает человека стильным, а органичность в выборе предметов одежды, сочетаемость образа с темпераментом, внутренняя гармония и уверенность в себе. Некоторые думают, что только одежда имеет значение. Мне кажется, это не совсем так: ум, манеры, культура и образование очень влияют на общее впечатление о человеке.
Александр ДЕМАХИН, учитель МХК, Московская область:
– Так совпало, что своим стилем я сколько-то озаботился как раз перед выступлением на Всероссийском конкурсе «Учитель года». До этого вообще особенно не заморачивался тем, как я одеваюсь. А тут мне надо было приобрести пиджаки, брюки и галстуки, которых в принципе в моем гардеробе не было, но так, чтобы они раскрывали мою индивидуальность, а не унифицировали. Потом, после конкурса, работа над своим стилем продолжилась и стала мне интересной, так как я понял, что это действительно помогает мне выразить свою позицию по отношению к миру: где-то подчеркнуть значимое, где-то защитить себя.
Мне хотелось бы и в школе, и вне школы быть одним и тем же человеком. Потому что думаю, что должен дать возможность ученикам встретиться с собой именно как с человеком. И жесткой границы между одеждой для работы и для отдыха я не провожу. Скорее мне нужно одеться так, чтобы, вписываясь в «цивильный» дресс-код, выйдя из школы, мне не нужно было переодеваться: своей одеждой я в том числе вношу в пространство школы свою жизнь. Разумеется, надеть шорты и сандалии на занятие я позволить себе не могу, даже если очень жарко, но, например, на репетицию спектакля в школе я считаю так прийти возможным. Недавно стал ходить в вязаной короткой шапке (не зимой, а и в другое время, кроме совсем теплой погоды), и вот ее на входе в школу я все-таки предпочитаю снимать, но при этом испытываю дискомфорт от того, что делю свою жизнь на «вне» и «внутри».
Я одеваюсь так, как я живу. И надеюсь, что это имеет смысл – и одежда, и жизнь.
– Я учитель немецкого языка и часто бываю не только в Германии, но и стараюсь открывать новые страны, города. И там, за границей, всегда узнаю наших соотечественников. Наверное, глаз наметан. При этом внешне меня самого почти никогда не идентифицируют как россиянина. Видимо, выбранная профессия, а в ней любимый предмет, отражается и в стиле одежды. Думаю, раньше символы, марки имели важное значение, сейчас же главное, чтобы костюмчик сидел: было удобно, комфортно и приметно. Сочетание цветов или яркий аксессуар говорили бы о моей личности. Помню, в школьные годы проводил лето у бабушки в Вильнюсе и возвращался к себе домой, на Север, с обновками, купленными у польских «коробейников»: в школу приходил в ультрамодном свитере boys, слаксах или кроссовках с разноцветными шнурками.
Сегодня мой повседневный стиль одежды отражает мое мировоззрение: жизнерадостность, жажда впечатлений и коммуникабельность. Я всегда стараюсь внести креативность в свои уроки, а сейчас, будучи директором центра «Интеллект», и в работу своего образовательного учреждения, что, конечно, отражается и на моем стиле одежды. Именно поэтому на конкурсный урок «Учителя года России» в 2014 году я решил надеть не привычный всем костюм с галстуком, а выйти перед учениками и членами жюри в рубашке с закатанными рукавами. Внутренний голос сказал: надо так. Я прислушался и выиграл. Сейчас, когда каждое утро смотрю в зеркало, вспоминаю слова своей бразильской коллеги, учительницы немецкого языка: «А imagem é uma linguagem» («Имидж – это язык»). Дополню: язык поиска гармонии с самим собой и язык общения с миром.
Людмила ЛЕВИНА, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии:
– Лето, каникулы, отпуск: магические слова для учителя… Отзвенел последний звонок, прошел выпускной, получили результаты ОГЭ, ЕГЭ (за одних порадовались, другие огорчили), сдали последние отчеты (а как без них?). Все! Выдохнули – и отдыхать, набираться сил для следующего учебного марафона.
Учителя откладывают на отпуск дела, на которые не хватает времени в учебное время. Немногие, например, в течение года находят возможность разобрать и обновить свой гардероб. Не случайно в некоторых школах даже ввели униформу для учителя, чтобы не отвлекались от работы: все одинаково одеты, обуты, главное, чтобы аккуратненько, скромненько, без претензий! Что ж, наверное, и такой подход в отдельных случаях уместен.
Откровенно говоря, вообще не понимаю, почему встает вопрос о том, как должен выглядеть учитель в неформальной обстановке. Он обязательно должен отличаться от других людей? Окружающие должны немедленно угадывать в нем учителя?
Наталия ЯНИКОВА, учитель физики и информатики, Псковская область:
– Отпуск – это не только время заняться собой и отдохнуть. В первую очередь это время творческого полета через погружение в совершенно другое измерение. Для меня таким другим измерением является фольклор. Мой сарафан из шерстяной ткани в традиционную синюю клетку пошит по старинным лекалам, и в нем я ощущаю себя настоящей псковской лебедушкой. Кружево на рубашку я пришивала, глядя на этнографический костюм, при этом напевала старинные псковские посиделочные песни. Образ обязательно завершает пояс или передник, а в руках иногда скрипка, чтобы подыграть на плясовых и хороводных. На голову повязан яркий платок, как и у всех остальных участниц нашего фольклорного ансамбля «Веретье». Ансамбль носит звание народного коллектива, и мы уже дважды это подтвердили.
Лето всегда богато на выступления. Это и фестивали, и концерты, и даже театрализованные представления. Совсем недавно мы стали пробовать себя как фольклорный театр. По традиции все роли в нем исполняют мужчины, а девушки подпевают, внося определенную краску в эпизод или предваряя ту или иную сцену. Спектакль «Как Ивана-дурака забрили в рекрута» мы представили на международном фестивале любительских театров. Сюжетная линия пролегает от комедии к трагедии – ведет молодого парня от женитьбы к гибели. «Эх, запропала моя головушка, – говорит Иван. – Была жена, а станет вдовушка!» В один момент наши яркие красные платки сменяются на черные, песня становится печальной и пронзительной. Зритель понимает, что с тех давних пор ничего не изменилось: беззаботная жизнь молодых ребят заканчивается подвигами на поле боя. Спектакль посвящен памяти 6‑й роты псковского десанта – мальчишкам, ушедшим в вечность в Чечне.
Действие завершается на веселой ноте, плясовой песней. А в душе огромная благодарность нашим защитникам за то, что я могу надеть свой сарафан в синюю клетку, дышать, петь фольклор и просто жить в этом измерении.
– «Ты же учитель!» – слышу неодобрительные возгласы, появившись в неформальной одежде. «Слишком ярко», – говорят друзья, когда мы ходим по магазинам и я выбираю себе обновки.
Не соглашаюсь! Убежден, что учитель – человек творческий, свободный и имеет право демонстрировать свою индивидуальность, в том числе с помощью создания своего, ни на кого не похожего внешнего образа. И границами свободы выбора при этом могут быть только собственные эстетические принципы. По умолчанию каждый педагог – личность духовно богатая, нравственная и требовательная к себе, поэтому излишним считаю специально говорить о чувстве меры или эпатаже.
Легкая рубашка, casual брюки, мягкая и удобная обувь – мой выбор одежды в школу. Все меняется с наступлением лета. Для меня это любимое время года, период разного рода активностей – от спорта до экскурсионных туров, от встреч с друзьями до посещения культурных мероприятий. Как только в город приходит жара, брюки и рубашки прячу в шкаф до осени, а им на смену – соответствующий сезону гардероб.
Во время отпуска я очень много двигаюсь: пешие прогулки, заезды на велосипедах или роликах, поездки в соседние города, речные прогулки, поэтому чаще всего меня можно встретить в шортах. Их у меня много, как говорится на любой цвет и вкус: классические и с прорезями, черные и белые, длинные и короткие. Любые шорты дополняю футболкой или майкой с точным попаданием в цвет и стиль: для меня важна целостность образа. Ну и, конечно, не забываю про аксессуары. Солнцезащитные очки – главный атрибут моего лета. Очков у меня пар шесть, поэтому выбрать есть из чего. И завершает образ обувь. Мои предпочтения – сандалии, мокасины, слипоны. Легко, удобно, стильно.
И как удивляются ученики школы, когда встречают меня на улице: «Вячеслав Олегович, вы в шортах?» или «Вы такой модный!»
Обязательно летом я выезжаю либо на море, либо в другой город. В моем чемодане для таких случаев обязательно будут светлые легкие брюки, модная рубашка с коротким рукавом и шляпа.
Ну а самый пик отпуска приходится на мой день рождения. Всегда тщательно готовлюсь к этому дню и с удовольствием обновляю свой гардероб, чтобы вечером на торжестве выглядеть на все 100.
Лето – моя самая любимая и яркая пора. И хочется каждый день наполнить приятными и солнечными моментами, чтобы осенью с улыбкой их вспоминать.
Комментарии