В Советском Союзе секса не было, и, может быть, было проще жить, существуя в параллельных мирах с этой частью тебя самого, стертой идеологией. Но на сломе веков, при переходе в новую историческую эпоху, ширмы идеологического табу рухнули, и оказалось, что секс – это важная составляющая твоего бытия, необходимый винтик в механизме гармонии жизни человека. И еще оказалось, что у взаимоотношений мужчины и женщины есть особенности, и что проблемность, так же как и любому другому явлению, свойственна сексуальной культуре. Многие из вопросов познания себя, как сексуального объекта, изучает сексология. По словам ректора Санкт-Петербургского гуманитарного института, профессора, доктора медицинских наук Льва Моисеевича Щеглова, сексология является междисциплинарной сферой человеческого знания, где, как на перекрестке, сходятся на первый взгляд не схожие сферы человеческих знаний – от философии до медицины, от психологии до истории. А проблемность вопросов, связанных с сексуальной культурой человека, то есть культурой, как системой норм, ориентиров, состоит в том, что сегодняшнее время бросает довольно жесткие вызовы.
– Какие это вызовы?
– Нынешнее постсоветское время характеризуется, как заметил один из западных философов, безнормостью. И эта характеристика применима не только к России. То, что происходит у нас, лишь отражение общих тенденций современного общества потребления. Безнормость существует сегодня как в общественном сознании, так и в индивидуальном сознании человека. И отсутствие нормы относится прежде всего к сфере интимных переживаний. В России жесткие советские нормы превратились в хаос. Я скажу неприятную вещь, но отражение этого – наличие подросткового сифилиса, который в пятнадцать раз выше, чем среди взрослого населения. Портрет сексуального насильника молодеет. В голове у молодежи жуткая каша. Связано это с тем, что советское и невозможное сменилось не менее невозможным при векторе, строго направленном в сторону «желтизны», которая и является ориентиром, и где информация воспринимается через магический кристалл, именуемый телевизором. Это не брюзжание науки, это говорит о больших изменениях практического сексуального поведения.
– Какие это изменения?
– Приведу некоторые примеры. Сегодня существует колоссальная индивидуализация сексуального поведения. Личность стала понятием достаточно уважаемым, а не массовым. В сравнении с прошлым это позитивно и негативно. Почему негативно? Потому что категорически потерялись и раньше достаточно зыбкие критерии того, что есть норма, и что не норма.
Сегодня обожествлена и буквально окультивирована юность. И это, кстати сказать, тенденция всей современной культуры. Юный человек счастлив, человек среднего возраста менее счастлив, человек пожилого возраста не может быть счастлив. В массовое сознание внедряется мысль, что надо гнаться за юностью, за параметрами 90-60-90, за молодой кожей без угрей, прыщей и перхоти и т.д. Все это кажется смешным, но человек всегда легко гипнотизировался, а в обществе массового потребления он вообще становится программируемым существом. Отсюда страстное желание себе что-то отрезать, переделать, перемонтировать. В чем остается душа человека, его особенность, непонятно. Кому-то это может казаться теоретической проблемой, но, мне кажется, сегодня она усугубляется тем, что империя красоты по оборотам сравнивается с коммерческими гигантами.
Еще одно любопытное изменение. Не буду повторяться о распространенности СПИДа, но на фоне этого начало возникать явление, характеризующее сексуальное поведение молодежи. Его можно обозначить как «серийная моногамия». Что это такое? Это значит, что никаких иллюзий и причитаний типа: ты у меня первый, и я у тебя первая, и мы вместе на всю жизнь, нет. Предполагается, что пара существует и знает, что и у девушки, и у парня были раньше сексуальные партнеры, и, возможно, без истерик и ощущения невозможности это будет продолжаться и далее, но пока мы вместе, мы верны друг другу. Поэтому это моногамия, но серийная. В ситуации реальности, коль говорить о СПИДе, это, может быть, лучшее поведение с психологической и гигиенической точки зрения.
Для сексуальной культуры новое явление – зависимость сексуальной эффективности от кошелька. Такого раньше не было. Если ты транссексуал и не можешь жить в этом теле, и у тебя нет определенной суммы денег, то твой вопрос никак не решается. Если проблема с эрекцией и тебе нужно не ложное, а реальное средство из стимуляторов, дающее кратковременный и насильственный приток крови, то еженедельно тратить серьезную сумму на это может не каждый. Прослеживается тенденция – больше денег, больше шансов.
– Лев Моисеевич, как вы относитесь к такому явлению, как свингерство, то есть добровольный обмен сексуальными партнерами, будь то супружеские или партнерские пары?
– Периодически я занимаюсь практическим консультированием, поэтому буду отталкиваться от банального личного опыта. Думаю, что знаю несколько десятков пар, которые прошли период свингерства. Ни одна пара счастливее не стала, и позитивно этот опыт ни одна пара не оценивает. В какой-то период это расцвечивает жизнь партнеров. Но в каком случае? Дело в том, что любовные стили отношений различны. Нет единого понятия «любовь», так же как нет единого понятия «счастье». Один из любовных стилей – любовь-игра, когда пара, осознанно или нет, встречается, чтобы развлекать друг друга, чтобы было забавно. Остальные отношения, даже если они есть, смикшированы, второстепенны. Верность, надежды на будущее в этом случае понятия незначимые. Мы собрались, чтобы веселиться. Если ты сломал ногу, я немножко помогу, но теперь с тобой неинтересно и я перейду к следующему партнеру. Когда основной взаимный стиль отношений таков, то свингерство – одна из красок, которой люди раскрашивают свой мир. Во всех других случаях это разлучает людей, потому что не бывает обоюдного свингерства. Всегда есть один инициатор – чаще мужчина, и ведомый – чаще женщина, которая боится его потерять, боится в его глазах быть провинциальной дурочкой.
– Сегодня стало модным сравнивать человека с тем или иным животным.
– Человек давно уже живет в поле культуры, а не природы. И аналогии бессмысленны. Тем более что в животном мире всегда можно найти парочку взаимоисключающих аналогий. Да, большая часть животного мира не испытывает никаких сладострастных ощущений и идет на совокупление, руководствуясь биологической программой, а уже у хищников, к примеру у кошачьих, энцефалограмма открыла оргазмоподобные переживания.
– Каждое поколение говорит: мы любили иначе. Есть какие-то особенности у сегодняшних любовников? Насколько верно, что сегодняшнее поколение не умеет любить?
– Это межпоколенческое брюзжание. Молодежь носит странные одежды, распевает дикие песни, непочтительно относится к взрослым. Вы знаете, откуда это? Эти замечания содержали египетские папирусы. Так что песня про другую молодежь очень древняя. С другой стороны, безусловно, специфика поведения есть. Если бы ее не было, то на чем бы основывалась историческая, социальная психология? Каждый век был бы похож на предыдущий. Безусловно, такие примеры, как Пенелопа, ждущая Одиссея всю жизнь, сегодня невозможны. Потому что мир прагматичен в обществе потребления. Петрарка и Лаура с бестелесной любовью в наш век тоже не характерны. Есть специфика сексуального поведения, которая формируется элитой и гипнотическими средствами. Если раньше были храмовые проповеди, то сегодня это проповеди по телевизору.
– Что нужно сделать, чтобы вечер стал романтическим?
– Все знают, что за трактат «Камасутра», и 90% людей считают, что это бесконечное описание сексуальных позиций и описание их отличия друг от друга. Однако в «Камасутре» описывается идеальный вечер идеальных любовников. Если переводить на современный язык, то это звучит как: узнай, что любит есть твой возлюбленный, и позаботься об этом продукте, узнай, какую музыку он любит, и позаботься пригласить флейтиста. Романтический вечер – это боўльшая забота о другом человеке, нежели о себе. Это попытка сделать другому приятное, причем не ограничиваясь физиологией. Не на основе стандартов, а на основе знания его особенностей. В «Камасутре» хорошо описана борьба с сексуальными дисфункциями, ведь когда по отношению к тебе создают поле позитивных эмоций, когда для тебя сконструирована идеальная обстановка, то ты будешь функционировать гораздо лучше.
– Египтяне занимались сексом для деторождения. Как далеко мы отошли от того, что все внебрачные связи – смертный грех? Можно ли вернуть в сексуальную культуру духовный источник секса?
– Жесткие противопоставления – это вечное. Если уничтожить всех людей, которые занимаются сексом «безнравственно», то есть не думая, что нужно родить ребенка, а думая об удовольствии, то 99% населения земного шара исчезло бы. Это история и удел христианской культуры, где в человеке есть Бог и дьявол. Божественное – антителесно, а телесные требования гадки и их нужно ограничивать, плоть нужно умерщвлять. В то же время в истории не все так однозначно. Инь и Ян – это даосизм, и в нем никогда не было секса ради продления рода, а был секс ради обмена энергией, самоусовершенствования. Все зависит от культурных корней. Невозможно, чтобы любое сексуальное действо предполагало, что в итоге должна родиться новая жизнь, но это не исключает того, что секс, превращенный в помойку, в чистую механику, является безумием. Это сведение сложнейшего мира переживаний к простейшему, вульгарному, едва ли не разделу физики. Возьми деталь А, вставь в деталь Б и добейся режима С, закрепив контргайкой Д.
– Чем мы, мужчины и женщины, отличаемся друг от друга? В чем гендерные отличия?
– Гендер от пола отличается социально-психологической наполняемостью. Чем эпоха наполнит, в том и будет разница. И сегодня эта разница скорее обсуждаема, чем реальна. Сейчас появилось много маскулинизированных женщин, жестких, карьеронаправленных, добивающихся успеха, имеющих агрессивность. Появилось море феминизированных мужчин, женоподобных, капризных. Сегодня смешение половых ролей очень существенно. И говорить о том, что мы – разные миры, это поэтические гиперболы, а не реальность.
– Какова роль денег в сексуальном общении?
– Есть швейцарская поговорка: чем выше каблук, тем ниже интеллект. Чем больше денег нужно в сексуальной успешности, тем более ты примитивен. Деньги – фактор хороший, но не решающий. Оригинальный, интересный человек скомпенсирует недостаток денег, а глупый, пошлый не скомпенсирует свою личность никакими деньгами.
– Россия переживает сексуальную революцию. Чем это закончится?
– Во всех странах, которые в 1960-х считались вертепом, та же Швеция, страны Скандинавии, США, где по количеству любовных связей мужчины по сравнению с российскими мужчинами пионеры и которые перенесли сексуальную революцию, снятие запретов, сейчас наступило спонтанное понимание того, что семья – это важнее, чем количество связей, что ответственность и длительные отношения гораздо важнее острого приключения. У нас пока браки дрейфуют в сторону разводов. Семья в России находится в менее стабильном положении, нежели в западных странах. Но это не значит, что так будет продолжаться. Мы повторяем все тенденции западного мира и, думаю, тоже придем к пониманию важности, значимости отношений, скрепленных любовью.
Санкт-Петербург
Комментарии