Как показал недавний разговор в прямом эфире учителей с главой Департамента образования Москвы Исааком Калиной, вопрос о роли классного руководителя в современной школе сейчас стоит особенно остро. Новые формы общения, хранения и передачи информации, электронные журналы и сетевые родительские собрания – как все это отразилось на обязанностях куратора, а главное, на его роли в формировании личности ребенка? Но живой неравнодушный подход к ребенку, традиция тесного сотрудничества с семьей и умение вовлечь во внеурочную работу с учеником учителей-предметников не утратили своей актуальности и в современных реалиях.
В последнее время часто слышишь, что классный руководитель – это «директор класса». Логично, ведь именно директор возглавляет, управляет, руководит. А хороший руководитель – тот, кто умеет создать союз единомышленников, соратников, тот, кто вместе с надежной командой идет к одной цели. Для школы эта цель в воспитании гармоничной, социально адаптированной, развитой личности. Как же создать настоящую, прочную команду единомышленников и кто же они, эти союзники классного руководителя?Во-первых, это родители. Это те, кто оказывается с ребенком с первых дней его жизни и кто напрямую заинтересован в том, чтобы малыш достиг успехов в жизни. Важно, чтобы они увидели в классном руководителе друга и помощника в достижении общей цели. Будучи сама классным руководителем, я выбрала один из классических, но столь непопулярных в наши дни путей сотрудничества – личное общение с семьей каждого ребенка. И я пошла к детям домой. Не с жалобами и претензиями, а просто в гости, поговорить, посмотреть на обстановку, окружающую моих ребят, узнать, чем и как живет семья, каковы отношения родителей и детей. Кажется, что сейчас так работать не принято, но именно после таких визитов родители начинают понимать, что куратор – их союзник, к которому можно и нужно обращаться за советом и помощью. Еще одна серьезная опора классного руководителя – это учителя-предметники. Без их участия в процессе образования и воспитания невозможно добиться достойных результатов. И тут куратору потребуются деликатность и такт, чтобы помочь в решении конфликтных ситуаций (дисциплина, неудовлетворительная оценка). Необходимо построить взаимоотношения так, чтобы коллеги с доверием и без напряжения относились к посещению своих уроков, где классный руководитель может понаблюдать за детьми, их успехами и неудачами. Важно приглашать учителей на мероприятия, в которых участвуют ребята, привлекать педагогов к различной внеурочной деятельности класса – экскурсиям, походам, поездкам. Наконец, куратор должен максимально содействовать «настройке» спокойного и конструктивного общения в треугольнике «педагог – ученик – родитель» и в случае необходимости привлекать к решению проблем компетентных специалистов – психологов, социальных педагогов.И, конечно, самый главный союзник классного руководителя – сам ученик. Как дать ребенку понять, что я с ним заодно, что у нас одна цель – его благополучие? Здесь в первую очередь поможет то, чему нигде не научат и что невозможно сыграть, – неравнодушие к «маленьким» детским трудностям, умение оценить нестандартные таланты и умения ребенка. Надо снова идти к детям домой, посещать их концерты и соревнования, узнать, что такое манга и BMX. Я всегда помню, что нет ничего проходящего и неинтересного в жизни моих учеников. И я готова к общению не только в рамках здания школы – двери моего дома тоже открыты для ребят. Мы ходим в походы, выезжаем на экскурсии, а иногда просто чаевничаем и болтаем после уроков. И тогда появляется та тоненькая ниточка доверия, которая от раза к разу становится все прочнее.Конечно, многие возразят, что сейчас для всего этого у кураторов просто нет времени: учебные часы, совещания, проекты, планы и, наконец, личные дела. Но я убеждена, что если вам выпала эта почетная, пусть и очень сложная, работа, то надо уметь распоряжаться своим временем, а не искать отговорки – мы же учим детей «грамотному таймингу», значит, должны и сами владеть этим мастерством. Надо признать, что кураторство – это по большому счету дарование. А значит, классному руководству вроде как не обучишься. Но талант можно развить, например, опираясь на замечательный опыт наших предшественников, отраженный в литературе и кинематографе. Если же говорить о современных возможностях, существуют форумы, где можно обсудить проблемы и попросить совета у коллег. Особенно здорово, если в школе работает институт наставничества. Не секрет, что сейчас классный руководитель назначается часто не по призванию, а исходя из производственной необходимости. Значит, надо поддерживать начинающих, в том числе финансово, помогать, организуя встречи специалистов и обмен опытом. Безусловно, нельзя заставить человека полюбить, но можно выработать единое понимание деятельности куратора и цели, к которой он должен стремиться вместе с коллегами. Поддерживать его в этом движении – главная задача администрации образовательной организации.Каковы бы ни были в наши дни суперсовременные формы работы с учащимися и нововведения в области организации учебного процесса, никакие гаджеты и девайсы, электронные письма и сетевые чаты не заменят растущему и развивающемуся подростку живого человеческого общения, теплоты понимания и неравнодушия наставника, задача которого поддержать ребенка на пути во взрослую жизнь.
Комментарии