«Круглый стол» с такой весьма актуальной повесткой собрал большую аудиторию в актовом зале центра образования №1423, что в микрорайоне Марьино на Юго-Востоке столицы.
Гостей здесь ждал радушный прием. Начальник Юго-Восточного окружного управления образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Альберт Борисович Полле взял на себя роль ведущего. И просматривая дома записи, прослушивая вновь выступления участников «круглого стола», я опять удивилась, как много вместили два с половиной часа. Стоило бы перенять опыт ведения подобных мероприятий. Папки с раздаточным материалом дополняли тезисы докладов, создавали яркое представление о работе учреждений. Выступавшие точно укладывались в регламент, отведенный им. Сидевшая рядом со мною Татьяна Александровна Спиричева из Архангельской области, не могла удержаться от реплик. Во время недавней командировки в Северодвинск мы встречались с Татьяной Александровной. И было приятной неожиданностью в числе гостей увидеть знакомое лицо. Тем более я знала, насколько она взыскательна и критична в своих суждениях. «Мы смогли за короткое время вникнуть в суть проблемы, – сказала она, – а главное, что москвичи щедро делятся опытом, ощущается их готовность помочь нам избежать каких-то ошибок в новом и нужном деле. Это подкупает. И еще поражает размах работы».
С такой оценкой трудно не согласиться. Выступление Валентины Васильевны Морозовой, заместителя начальника Юго-Восточного окружного управления образования, задало тон серьезному разговору. «Мы не могли отказаться от опыта, который был накоплен к этому времени, – заметила Валентина Васильевна, – но с каждым учреждением работали индивидуально. С первого сентября 2003 года в режиме полного дня «отправились в долгое плавание» 23 образовательных учреждения. (Ныне их уже 37. – Прим. Н.Т.) Для каждого учреждения было составлено свое штатное расписание. Благодаря правительству Москвы мы смогли ввести ставки педагогов дополнительного образования. Разработали должностные обязанности классных руководителей, которые не должны были пересекаться с обязанностями воспитателей. Много внимания пришлось уделять совершенствованию режима дня. И, как всегда, помог Департамент образования Москвы. Было предложено на выбор три режима дня. Каждая школа формировала свой распорядок дня с учетом возможностей».
Детей удержать в школе целый день трудно. Надо было выстроить систему работы с использованием социума. Помогло обращение к главам управ. Они подключили к делу учреждения культуры, не относящиеся к системе образования. Посещение театров, экскурсии, занятия в бассейне, на стадионе и многое другое стало возможно благодаря совместной общей работе. Понадобилось дополнительное оборудование для пищеблоков – помогла дирекция по эксплуатации зданий. Благодаря правительству Москвы решен вопрос с двухразовым бесплатным питанием детей. Большую поддержку оказала префектура, которая за прошлый год, к примеру, выделила 230 миллионов рублей.
Первые итоги работы радуют. В школах полного дня возросло число детей, успевающих на «4» и «5», нет правонарушений, отсутствуют пропуски занятий по неуважительным причинам. Проведенные опросы показали, что ребята довольны, у них высвободилось вечернее время, снизилась перегрузка. Кроме того, возникли новые отношения в связке ученик – учитель – родитель. Родители становятся добрыми помощниками, помогают воспитателям, ведут кружки, работают в творческих объединениях.
Ольга Яковлевна Калачева, и.о. главы управы «Марьино», рассказала о том, как органы местного самоуправления способствуют развитию образовательного пространства. Действительно, юным жителям Марьина есть чем заняться во второй половине дня. Число объектов для культурного отдыха и занятий спортом растет. В сентябре в Марьине открылся один из лучших стадионов города. Построен велодром – самый лучший в России. Не случайно микрорайон Марьино отмечен наградой за лучшую организацию спортивно-массовой работы по месту жительства.
Конечно, школам-новостройкам не приходилось перестраивать свою работу, все инновации здесь попали на благодатную почву. Работа центра образования, руководимого кандидатом педагогических наук Антоном Сергеевичем Баталовым, не может не вызвать восхищения. На базе многопрофильного образовательного учреждения полного дня работают четыре городские экспериментальные площадки. За пятнадцать минут Антону Сергеевичу, конечно же, невозможно было раскрыть все аспекты деятельности.
– Режим работы центра позволил реализовать полную интеграцию основного и дополнительного образования, – сказал Баталов, – стерта граница между так называемой первой и второй половинами дня. Профильная и предпрофильная подготовка ведется по десяти направлениям.
В центре работают 90 объединений дополнительного образования. Нет ни одного ученика, состоящего на учете в милиции. А ведь в школе Баталова, расположенной в обычном спальном районе, учатся представители многих национальностей, ребята из сложных семей. Антон Сергеевич представил на всеобщее обозрение индивидуальное расписание ученицы десятого класса. Оно утверждено директором, согласовано с врачом. Примечательно, что двух одинаковых расписаний в школе нет ни у кого. Начиная с восьмого класса здесь обучаются по индивидуальным планам. Впечатляет, что ежегодно центр направляет в педагогические вузы своих выпускников. Из 145 сотрудников 20 человек – питомцы 1423-й.
Заместитель директора другого центра образования – №1477 Светлана Витальевна Черенщикова заострила внимание на системе ведения документации в школе полного дня. Основная проблема, с которой столкнулись руководители, – составление единого расписания. Сначала существовало множество разных – для учебы, для дополнительных занятий, для индивидуальных консультаций учителей и т.д. Плюс расписание звонков, расписание работы столовой… Выход нашли: все расписания свели в одно, где прописаны зарядка, прогулка, обед, учебные часы, факультативы, кружковая работа и т.д. Работать сразу стало проще. Вторая проблема – организация рабочего времени учителя – была тоже решена. Разработали таблицу по каждому учителю, где была отражена его деятельность в течение всего дня (уроки, консультации, индивидуальные занятия…). Также была составлена таблица занятости детей, которая позволила рационально распределять нагрузку в течение всего дня. Опыт негосударственной школы «Карьера» организаторы «круглого стола» не могли оставить без внимания. Директор и учредитель школы «Карьера» Карина Александровна Чернякова создавала учреждение в 1997 году, учитывая социальный заказ родителей. Всех устраивал полупансион с 8.30 утра до 20 часов. Школа «Карьера» – это действительно пространство возможностей для детей и педагогов, позволяющее раскрыть все свои способности, свой творческий потенциал.
Лидия Владимировна Булкина, директор школы №1902, в своем выступлении заострила внимание на внедрении здоровьесберегающих технологий в деятельность школ полного дня.
Совершенно ясно, сказала она, что сформировать привычку к здоровому образу жизни в условиях, когда школьник целый день в центре внимания педагогов, конечно же, проще. В расписании стал возможен третий урок физкультуры во второй половине дня. На каждый класс, группу составлена своя маршрутная карта. В структуре школы появился «Центр содействия здоровью учащихся», работает кабинет лечебной физкультуры. Дважды в течение учебного года каждый ученик проходит курс оздоровительного массажа. Для малышей начальных классов, кроме третьего урока физкультуры, введены занятия в бассейне детского сада, а средние и старшие классы охвачены спортивными секциями. Проблема, как и во многих школах, стоит остро с медицинским обслуживанием. График работы медиков не совпадает со школьным. Ведь школы полного дня работают до восьми, а то и до девяти часов вечера. А у медиков рабочий день короче.
Светлана Алексеевна Молодкина, исполняющая обязанности директора школы №1958, и Ольга Александровна Варющенкова, председатель родительской общественности, ярко продемонстрировали, как работа в режиме школы полного дня крепко сдружила учителей, родителей, детей. Родители поначалу опасались, что школа заменит семью, дети будут переутомляться, им станет не хватать родительской ласки. Но все опасения в ходе взаимодействия семьи и школы рассеялись, родители нашли множество преимуществ в том, что дети в течение дня находятся в поле зрения педагогов, воспитателей, руководителей кружков, тренеров. Им гарантированы безопасность, полноценное питание, соблюдение режима дня. Дети стали меньше жаловаться на усталость. Им не надо было каждый день нести в школу тяжелый ранец с учебниками. Домашние задания также перестали быть непосильным грузом для всей семьи. Установились дружелюбные отношения со сверстниками. Ребята вместе посещают театры, музеи, занимаются в секциях, участвуют в различных мероприятиях, раскрывают друг в друге хорошие стороны. Психологический комфорт дает свои плоды. Недаром в 1958-й школе полного дня родился ученический гимн, где есть такие строчки: «Родная наша школа, тебя дороже нет. Всего микрорайона ты – путеводный свет!»
Подводя итог плодотворному разговору, Владимир Павлович Моисеенко, заместитель руководителя Департамента образования Москвы, заметил, что вряд ли школы полного дня получили развитие, если бы не серьезная поддержка образования со стороны мэра столицы и руководителя Департамента образования. В Москве треть школ работают полный день, и число их растет с каждым годом. В прошлом году их было 258, в этом – 265.
Устроители «круглого стола» позаботились и о том, чтобы гости получили не только пищу для ума, но и для души. Прекрасное выступление юных артистов центра образования №1423 заслужило по праву бурные аплодисменты. Впрочем, их можно адресовать и Юго-Восточному окружному управлению образования, которое плодотворно работает в интересах детей, а значит, и всего нашего будущего.
Комментарии