search
main
0

Драмкружок? Кружок по фото?

​Тот, кто постарше, помнит тонкую иронию добрых строчек Агнии Барто про Лидочку, у которой весь день был расписан: драмкружок, кружок по фото, а еще ей «петь охота», и на кружок по рисованию она тоже ходила. Очень, между прочим, актуальные стихи, потому что в условиях подушевого финансирования и реализации принципа «деньги идут за учеником» перед современной Лидочкой и ее семьей встает вопрос выбора – драмкружок или кружок по фото, а перед педагогическим сообществом – проблема разделения ответственности семьи и образовательного учреждения (читай – государства) за образование ребенка. В современных экономических условиях образования социальный патернализм невозможен.

Полноценная занятость детей в сфере досуга, поиск точек роста и самоопределения, вовлеченность в коллективную творческую деятельность – безусловная ценность любого кружка. Золотой педагогический ключик к развитию творческого потенциала детей в сфере досуга давно хранится в системе дополнительного образования, только вот сегодня дверь оказалась заперта на другой ключик – финансово-экономический, а педагогические работники подчас не умеют пользоваться этим ключом, и им в тревоге приходится удерживать дверь распахнутой, чтобы не оказаться забытыми и закрытыми, как старый Фирс в чеховском «Вишневом саде». Получается противоречивая картинка: в новую жизнь встроиться не можем, как спасти свои вишневые сады, не знаем, боимся законсервироваться в старой системе координат.Итак, в настоящее время «драмкружок или кружок по фото» – узловой вопрос дополнительного образования детей, в котором сошлись интересы детей и семьи (читай – заказчика и потребителя услуги), образовательных учреждений (читай – исполнителя услуги), и государства, в полномочиях которого бюджет.Если встать в позицию заказчика, то есть семьи, то я в ней уже была, пока росла моя дочь. Не могу, кстати, отнести себя к категории абсолютно обеспеченных, но в выборе направлений дополнительного образования в эпоху тотального бесплатного дополнительного образования мы выбрали платное, и дочь 10 лет занимались в хореографической студии в учреждении культуры. При выборе дополнительной образовательной программы и творческого объединения мы руководствовались принципами учета склонностей, способностей и интересов ребенка, репутацией педагога и творческого коллектива, территориальной близостью к дому. Платность услуги не была решающим фактором и входила в расходы бюджета моей семьи.Содержание деятельности и качество образования – ключевые факторы в выборе дополнительного образования для ребенка у ответственных родителей. Значит, в дополнительном образовании деньги следуют за решением семьи и выбором ребенка, причем не важно, из государственного или семейного бюджета. Для ответственных родителей принципиальна реализация способностей ребенка, максимальная занятость в сфере досуга, позитивная социализация в процессе творчества, профориентация. У детей, занятых деятельностью, очень плотный график жизни, каждый день расписан, в первой половине дня – основное общее образование, во второй половине – дополнительное. Вы скажете, что есть семьи, где не выстраивают образовательных траекторий своих детей, или их не на что выстраивать, или некому, потому что семью тянет одна мать, но здесь и включаются механизмы гарантий государственной образовательной системы.В последние годы принято более десятка государственных документов, определяющих развитие образования, если еще вчера стоял вопрос «как не отстать», то сегодня вопрос стоит «как опережать время», потому что только тогда мы сможем ему соответствовать.Будущее диктует свои требования, это значит, что очень быстро растворится в прошлом архаичное и ненужное, будет востребована сфера неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающая значительным потенциалом. Мы не успеем заметить, как потребитель и рынок встретятся напрямую, без всякой системы образования, решат самые разные образовательные потребности в новых культурных или технологических практиках (например, студии мыла ручной работы или студии бабушкиной моды, дачного ландшафтного дизайна в рамках профессиональных сообществ науки, технологий, культуры и искусства), будут возникать реальные и виртуальные малые сообщества по интересам (тематические клубы, сообщества поклонников новых субкультур) и исчезать по мере удовлетворения потребностей. Пока мы напишем нормативы, исчезнет эта часть образовательной реальности и возникнет новая. Наверное, пора уловить, что неформальное и информальное – существенная компонента образования человека, которая составляет явную конкуренцию традиционной системе. Наступает время коротких дополнительных образовательных программ детей и взрослых, в рамках которых каждый сможет научиться современным культурным практикам, компетенциям, которые позволят человеку быть уверенным, самодостаточным и полезным в рамках своей социальной ниши, а возможно, станут социальным лифтом.Прогнозные обращения к будущему основаны на анализе настоящего. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент. Ступенчатые элементы образовательной системы: детские сады, школы, колледжи, университеты пополняются растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования. Поэтому современная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. Целевые запросы к качеству образования, в том числе дополнительного, основаны на анализе мировых тенденций и имеют важнейший посыл о том, что недостаточна эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок детей.Поэтому ключевым приоритетом государственной программы стало развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Создание образовательных комплексов выступает механизмом интеграции уровней образования и аккумулирования целостной педагогической среды социализации, доступности и качества. Они будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов и будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта. А это значит, что учреждения дополнительного образования могут рассматриваться как структурные компоненты многофункциональных образовательных комплексов. Программа отражает планы стимулирования развития негосударственного сектора услуг дополнительного образования детей, в связи с чем будут оптимизированы требования к устройству зданий и помещений, содержанию и организации режима работы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги дополнительного образования детей, внедрены механизмы конкурсного финансирования программ, модели софинансирования услуг дополнительного образования со стороны родителей. Планируется поддержка негосударственного сектора услуг дополнительного образования детей через систему налоговых льгот, льгот по аренде, субсидирование затрат частных предпринимателей на содержание имущества. Одновременно будут введены механизмы поддержки доступа к услугам дополнительного образования детей из семей с низким доходом (включая введение именных сертификатов).Каковы же перспективные ожидания от учреждений дополнительного образования? Новое содержание, направленное на развитие практик социального проектирования и детского самоуправления, добровольческой деятельности несовершеннолетних; участие детей и подростков в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности через представительство в органах управления образовательными учреждениями, муниципальных и региональных общественных советах; создание современных центров технического и гуманитарного творчества детей и подростков, поддержка проектов развития самодеятельного художественного творчества в учреждениях общего образования, интегрированных служб социализации детей. Вот мы и подошли к третьей компоненте нашей триады – образовательному учреждению.В Москве система учреждений дополнительного образования сложилась давно, но живет неким замкнутым и самодостаточным циклом. Извне систему дополнительного образования детей знают по ярким художественным событиям ведущих творческих коллективов музыкального, хореографического, театрального и других видов деятельности, по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности. Имеют значительный ресурс программы физкультурно-спортивной, военно-патриотической, культурологической, социально-педагогической направленности (по количественным данным разных исследований, именно эти направленности попадают в реестр самых востребованных потребителями). Как известно, дополнительное образование вариативное, дополнительные общеобразовательные программы разрабатывают педагоги самостоятельно, утверждают в учреждении, само учреждение отвечает за результаты. Отсутствие образовательных стандартов и наличие строгих нормативов и СанПиНов делает систему дополнительного образования уязвимой, а уж на региональном уровне тем более!Взглянем на некоторые новшества последнего времени. Введение электронной регистрации записи на кружки через единый портал госуслуг привело к потере части контингента учреждений дополнительного образования. Потеряли контингент – снизилась нагрузка педагогов. Снижается нагрузка педагогов – теряем кадры. И далее по замкнутому кругу. Только вместо паники должен быть анализ, на основе анализа – план действий. Не нужно видеть трагедии в том, что наступило время, когда приходится считать расходование бюджетных средств на конкретное количество обучающихся, которые выбрали драмкружок или кружок по фото. Математика в эпоху новых организационно-управленческих механизмов финансово-экономического регулирования становится метаарифметикой образования. Надо не драматизировать ситуацию, а учиться. Прежде всего считать! Даже если раньше этого не делали! Необходимо научиться регулировать переход обучающихся из одной группы в другую, с одного уровня к другому, нужны гибкие механизмы педагогического и управленческого сопровождения выбора детьми видов деятельности. В противном случае на основе архаики нормативов и представлений нам придется сказать нашему ребенку: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок», а по ироничному контексту Агнии Барто – больше и не надо, в чем я лично согласна с детской писательницей.Организационно-управленческие и финансово-экономические вопросы дополнительного образования решают на региональном уровне. В Москве найдено системное решение этой проблемы. Созданный год назад Московский институт развития образования стал научным оператором для решения всех вопросов развития системы дополнительного образования детей. Можно с уверенностью сказать, что сложилась уникальная ситуация, конструктивная для системы дополнительного образования Москвы. Консолидация управленческих, научных и практических ресурсов осуществилась под эгидой МИРО. В тесном взаимодействии управления, науки и практики осуществлен содержательный и глубокий анализ системы дополнительного образования детей Москвы. В МИРО проведен цикл мероприятий, в числе которых научно-практическая конференция, научно-методические семинары, консультации, деятельность рабочей группы по разработке новых нормативов финансирования, первая сессия командного обучения управленческих команд московских учреждений дополнительного образования детей, которые первыми поняли, что ответственность за выбор кружков, студий, секций дополнительного образования возложена в том числе на систему дополнительного образования детей, которая должна меняться и соответствовать инновационному климату настоящего времени, чтобы найти свое место в будущем, которое очень близко.Лариса ЛЬВОВА, ученый секретарь МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте