search
main
0

Драйвер развития территории

Проблемы сельских учебных заведений решались на уровне государства

19‑20 ноября в Московской области проходил V Всероссийский съезд учителей сельских школ – событие далеко не рядовое. Стал ли съезд мощной площадкой дискуссий о путях развития сельской школы, поддержке сельского учительства, сосредоточием интересных идей по развитию потенциала сельских школьников?

На наш взгляд, очень многие сюжеты съезду удалось реализовать. Официальная часть проходила в Доме правительства Подмосковья. С приветственным словом к участникам съезда обратился губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, который задал деловой и рабочий тон съезда. Особо стоит отметить, что Московская область тепло и радушно встретила гостей из 54 регионов нашей страны. Выступление министра просвещения РФ Сергея Кравцова было информативным и насыщенным. Так, например, он заявил о строительстве и реконструкции сельских школ, вовлечении родительской и педагогической общественности в процесс предложений, какой должна быть школа, и контроля над выполнением строительных работ. Четко высказал министр свою позицию относительно уменьшения учительской отчетности. Он заверил, что в течение года этот вопрос будет окончательно решен. Очень ярким и эмоциональным было выступление председателя Комитета Государственной Думы по просвещению Ольги Казаковой, которая сказала о важности приоритетов развития сельской школы для этого профильного комитета. Интересные предложения прозвучали в выступлениях других участников пленарного заседания.

Затем участники переехали в школу №20 в деревне Головково, где съезд продолжился. В первый день было проведено четыре дискуссии. Модераторами выступили Валентина Иванова – председатель Педагогического собрания, Ольга Илларионова – директор Татановской школы Тамбовской области, председатель Ассоциации агрошкол России, Елена Голяковская – директор Уриковской школы Иркутского района Иркутской области, председатель Совета директоров агрошкол Иркутской области, Татьяна Куценко – директор школы №9 станицы Нефтяной Апшеронского района Краснодарского края.

Обсуждались самые различные вопросы: школьное питание, активная позиция классного руководителя сельской школы, организация и поддержка в учебном заведении проектной деятельности, какие знания нужны сегодня эффективному администратору сельской школы. Следует отметить высокую компетентность модераторов и активную вовлеченность участников съезда в работу.

День завершился поздно вечером в Музее Победы, конечно, это надо видеть не только работникам образования, но и детям сельских школ. Наш проект «Сельские школы РФ» готовит обращение к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой о возможности создания патриотического центра – гостиницы, куда могли бы в течение года приезжать по приглашению правительства Москвы дети из сельских школ страны и знакомиться с экспозициями Музея Победы и другими достопримечательностями столицы.

На следующий день работа съезда продолжилась с открытой дискуссии «От идеи к успешной практике», где мне довелось выступить модератором. Мы были рады, что спикерами на этой площадке стали не только представители сельских школ, но и председатель Центрального совета ВОИР Антон Ищенко с предложениями по сотрудничеству с сельскими школами, а также директор Школьной лиги Антон Алексеев с предложениями, как включиться сельским школам в их проекты.

Содержательными и интересными были выступления Натальи Обожиной, директора школы №142 села Горный Щит Свердловской области, «Школьный двор как инвестиционный проект развития сельской школы»; Людмилы Князевой, директора Песчано-Колединской школы Далматовского района Курганской области, «Возможности сельской школы в реализации рабочей программы воспитания». Анжелика Балабиева из Чеченской Республики рассказала о ценном опыте работы Центра начального образования ИРО по внедрению модели тьюторского сопровождения профессионального развития учителей начальной школы.

Следующая сессия была посвящена вопросам агрообразования. На ней выступили как представители сельских школ – Татьяна Хударова из Московской области, Ирина Гофарт из Республики Калмыкия, Евгения Волошина из Ставропольского края, Людмила Зубкова из Волгоградской области, – так и депутат Государственной Думы Юлия Оглоблина, член Общественного совета Минпроса Нина Ерюхина, региональный депутат из Якутии Феодосия Габышева, руководитель агрофирмы «СеДеК» Ирина Дубинина.

В заключение съезда выступили Галина Власова, директор школы №18 Тихорецкого района Краснодарского края, по вопросу медиапространства сельской школы и эксперты по развитию современной музейной педагогики и курсовой подготовки в этом направлении. Участники мероприятия внесли ряд предложений в резолюцию V Всероссийского съезда учителей сельских школ по разным вопросам развития сельской школы. И меня как директора проекта «Сельские школы РФ» порадовало то, что в этом важном документе появился пункт с просьбой о поддержке Министерством просвещения РФ нашей деятельности. Из разговора с участниками мероприятия для себя еще раз отметил, насколько значимы такие события для негородских образовательных учреждений, как важно власти и обществу получить живую и своевременную информацию от сельского учительства.

По окончании съезда коллеги поделились впечатлениями.

Галина Власова, директор школы №18, пос. Парковый Тихорецкого района Краснодарского края:
– V Всероссийский съезд учителей сельских школ объединил делегатов из разных уголков России. И еще раз мы убедились в том, какие уникальные у нас школы! Каждой есть о чем рассказать! Это очень важно для нас – быть услышанными. Ведь многие из названных проблем могут быть решены только на государственном уровне. Прежде всего это поддержка агрошкол, стимулирование молодых педагогов сельских учебных заведений, повышение престижа профессии педагога, доступ к высокоскоростному Интернету, снижение бюрократической нагрузки и многие другие важные вопросы.

Огромная благодарность инициаторам и организаторам съезда! Это важнейшее образовательное событие года!

Наталья Огорелышева, директор Новокаргинской школы Краснослободского района Республики Мордовия:
– Съезд учителей сельских школ – замечательная возможность для педагогов обменяться опытом с коллегами из разных уголков страны, получить ценную информацию, повысить свой профессиональный уровень. Порадовало, что нас услышали, поняли, поддержали. Приятным дополнением стало предложение участвовать в программе дополнительного образования «Музейно-педагогическая деятельность в школьном краеведческом музее», которым мы обязательно воспользуемся. Несомненно, подобные мероприятия необходимо проводить и в последующие годы.

Людмила Князева, директор Песчано-Колединской школы Далматовского района Курганской области:
– Съезд для меня стал мероприятием с самой контрастной атмосферой – от торжественности в Доме правительства Москвы до ощущения теплоты и товарищества в школе №20, где проходили основные мероприятия. Для меня съезд – это возможность найти единомышленников и новые идеи. Вдохновение – вот первое чувство от свершившегося.

Евгения Саковская, директор Бунинской школы Урицкого района Орловской области:
– Во время общения с коллегами пришло понимание, что проблемы у сельских школ независимо от их местоположения одинаковые, а сельские учителя – это подвижники, которые своим трудом помогают сохранять и преобразовывать социум поселений. Любое негородское учебное заведение России – это феномен, у каждой школы свои прекрасные традиции. После общения на таком высоком уровне, как Всероссийский съезд, появилась уверенность в том, что возможна модернизация сельской школы. Нужно просто предложить новые идеи педагогическим коллективам и помочь с их реализацией.

Татьяна Куценко, директор школы №9 ст. Нефтяной Апшеронского района Краснодарского края:
– Будучи модератором дискуссионной площадки съезда «Классный руководитель – навигатор детского коллектива в море образовательных событий», вдохновила коллег из разных уголков нашей страны на обсуждение важных вопросов о новой роли и компетенциях, которыми должен обладать классный руководитель сегодня. Очевидно, что работа на этой должности в сельской школе имеет свою специфику. Участники площадки предложили яркие, нестандартные варианты наполнения модуля «Классный руководитель» программы воспитания образовательного учреждения. Мы обменялись опытом, определили векторы развития современной сельской школы, внесли предложения в резолюцию съезда.

География сетевого партнерства нашей маленькой сельской школы благодаря этой встрече расширилась. Вспоминая слова из «Молитвы» Антуана де Сент-Экзюпери: «Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали», хочется поблагодарить организаторов съезда за профессиональный разговор, за внимание к проблемам, которые волнуют сельскую школу сегодня, за реальные кейсы и предложенные решения, за эмоции, которые мы испытали, став участниками события.

Елена Голяковская, директор Уриковской школы Иркутского района Иркутской области, председатель Совета директоров агрошкол Иркутской области:
– Считаю прошедший V Всероссийский съезд учителей сельских школ важным и конструктивным для педагогического сообщества событием. На мероприятии были озвучены достижения российского сельского педагогического образования, направленные на решение задач агрошкол, повышение качества образования на всех уровнях, раскрыта широкая тематическая повестка деятельности педагогических коллективов. Результаты форума имеют большую ценность для дальнейшего развития не только сельских школ, но и сел в целом, ведь школа является объединяющим социокультурным центром. Хочется отметить высокий уровень организации и проведения мероприятия. Работа дискуссионных площадок позволила ознакомиться с современным педагогическим опытом сельских школ разных субъектов РФ и дала возможность упрочить профессиональные связи внутри педагогического сообщества.

Ольга Илларионова, директор Татановской школы Тамбовской области, руководитель Ассоциации агрошкол России:
– В V Всероссийском съезде учителей сельских школ приняли участие более 200 сельских учителей и директоров. Программа была насыщенной, каждый смог найти для себя интересные площадки. Съезд учителей сельских школ – это пространство для обмена опытом, встречи единомышленников, поиска новых друзей. А для кого-то – старт к новым вершинам. Благодарим учредителей и организаторов съезда за четкую и слаженную работу. Коллективу школы №20 города Красногорска особая благодарность за то тепло, с которым они встречали нас оба дня!

Наталья Обожина, директор школы №142 села Горный Щит Свердловской области:
– Атмосфера съезда очень понравилась, душевно и в то же время по-деловому. Удалось обсудить достаточно много важного и нужного. Спасибо организаторам за создание хороших условий для работы.

Конечно, не все удалось в полной мере раскрыть на съезде. Пока очень слабо в выступлениях спикеров и участников съезда затрагивается тема о том, что без переформатирования сельских образовательных учреждений трудно решать задачу возвращения молодежи на село. Прежде школа должна получить новые возможности и ресурсы – выступать не только центром обучения и воспитания, но и драйвером развития местной территории и сообщества. Но разговор уже начат.

Николай МАХНЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте