Идти самым легким путем, делать то, что лучше всего получается. Это нормально. Это правильно. Но это неинтересно. Куда больше драйва дает преодоление трудностей. Такой подход к жизни выбрала для себя Дарья БАСОВА.
Пять лет назад она начала работать в школе. В 2020 году приняла участие в конкурсе «Учитель года», вышла на всероссийский уровень. Стала участником не потому, что любит конкурсы и публичность. Скорее наоборот, соревновательность не в ее натуре. Но делать только то, что в твоей натуре, скучно и не развивает. Конкурс Дарью Васильевну Басову, учителя иностранных языков пензенской школы №36, привлек именно тем, что предстояло нечто новое, что в ее жизни прежде не происходило.
Удивительно, но и профессиональную специализацию Дарья выбрала по тому же принципу. В детстве разрывалась между тремя профессиями: медика (что значило пойти по стопам мамы), учителя математики (две старшие сестры показывали пример) и полицейского. В любом случае деятельность для нее должна была быть связана с конкретной и непосредственной пользой. Постепенно педагогика в душе победила, и близкие уже видели третью сестру – преподавателя математики. Тем более что прослеживался явно и несомненно математический склад ума.
Немецкий язык был единственным предметом, который в школьные годы трудно давался. Математическая логика подсказывала: решить можно любую задачу. Дарья поставила себе задачу освоить этот непростой предмет. Справилась, увлеклась! Как золотая медалистка она могла поступить в вуз без экзаменов, по собеседованию (это был предпоследний год такой возможности). Успешно прошла отбор в Пензенский государственный педагогический университет, немецкий язык взяла как основной и в качестве второго иностранного – английский как самый востребованный. Сегодня Басова преподает и в школе, и в вузе.
Дарья Басова на уроке. Начало
Мандражными стали лишь первые пять минут самого первого выхода к детям. Еще не знаешь, что тебя ждет, как 20 незнакомых семиклассников тебя воспримут. Сможешь ли наладить контакт? И вот внутри как будто раздается щелчок: процесс пошел! Дети приветливы, глаза горят. «Мне повезло с первыми учениками!» – говорит Басова.
Чуть позже Дарья скажет: «Мне повезло с коллективом школы. Пришла и стала работать, как будто делала это всегда. Теплое отношение, всеобщая поддержка». А еще: «Мне так повезло с людьми на конкурсе! Не знаю, как бывало в другие годы, но у нас сложилась потрясающая атмосфера взаимопонимания, щедрого обмена опытом».
Дарья Басова на Всероссийском конкурсе
И здесь она была верна себе. Тему взяла мало проработанную в отечественной педагогике, но чрезвычайно перспективную – «Коллаборативная форма работы на уроке». Напомню: коллаборация – процесс совместной деятельности, когда люди объединяются для достижения определенного результата и учатся в процессе. По сути, речь идет о том, что каждый урок является проектом, а проект всегда предполагает конкретный результат.
Например, тема «Экология»: изучаются лексика, грамматика по данной теме. Но не по стандартному сценарию, а ставится определенная задача, которую выбирают сами дети и «сбиваются» в группы по ее осуществлению. Это может быть экологическая демонстрация на уровне школы или просто посадка деревьев. И дело делаем, и учимся в процессе.
Правда, пока не прижилась должным образом коллаборативная техника на российской образовательной почве. Желательно, чтобы цель была не расплывчатой, а вполне четкой, и достигалась бы не за один урок, а за цепочку тематических занятий. Тогда у детей появляется ощущение успешности и в учебе, и в конкретном деле. Дарья Басова уверена в том, что методика со временем получит широкое внедрение. На Всероссийском конкурсе «Учитель года» она «зацепила» многих педагогов.
Дарья Басова на уроке. Продолжение
Привычный, столетиями отработанный формат урока в наше время претерпел изменения, хотя сохранились педагоги, работающие исключительно по традиции. Дарья Васильевна с ее врожденной тягой к новизне не из их числа. Однако сказать, что она полностью вычеркнула традицию, тоже будет неверно.
– Нет и не может быть единого для всех золотого рецепта преподавания: делай так, и дети будут умны, а учителя счастливы. Для меня преподавание – процесс творческий, с каждым классом и даже учеником я работаю по-разному, – отмечает Дарья Басова.
В одном классе можно углубиться в интернет-ресурсы, заниматься комиксами, писать видео и в процессе изучать лексику и грамматику. С другим классом, педагог видит и чувствует, это бесполезно и даже вредно: дети настроены на развлечение, стоит им взять в руки гаджеты. Здесь привычная форма энергетического обмена «учитель – ученик» дает больше, чем все многообразие компьютерных возможностей. Урок – это комплекс, без визуализации современное образование вряд ли возможно, а вот процент присутствия цифровых технологий на каждом уроке может быть разным.
К готовым презентациям у Дарьи Васильевны отношение критическое, надежнее делать самому, хоть и трудозатратнее. Впрочем, сейчас есть помогающие учителю сайты, например онлайн-доска Miro.
– При изучении иностранных языков визуализация очень важна. Мы вырастаем в представлении, что кошка выглядит так-то и по-русски называется так-то. Переходя к другому языку, эту прочную связь между образом и словом нам приходится разрывать и устанавливать новую, – рассказывает Дарья Васильевна.
Слушая Басову, я тихо жалела, что раньше нас не учили иностранным языкам через визуализацию. Эх, тогда бы мое знание языков, возможно, было бы лучшим!
– Ну ведь есть же люди со слабой способностью к языкам…
– Есть, и я одна из них. На своем примере демонстрирую ученикам, как человек без особых данных может освоить предмет. Легко тем, кому интуиция и врожденное чутье помогают, да еще есть отличная память на слова. А если этого нет? Тогда используем аналитический подход. Мы на занятиях по немецкому или английскому языку иногда составляем уравнения. Разбив грамматическую структуру на константу и переменные, дети лучше начинают понимать строение языка. К любой науке можно подойти с точки зрения законов логики и эффективно ею овладеть.
Дарья Васильевна с удовольствием растолковывает мне, как не самому успешному в языках ученику, различные эффективные приемы. Давно, с советских времен, известен метод мнемотехники, когда происходит бессознательное запоминание отдельных слов и целых предложений через эмоциональную привязку. Хочешь не хочешь, а в определенной ситуации нужная фраза всплывает в твоей памяти. Эмоциональное запоминание за годы применения в обучении доказало свою эффективность, метод ни в коем случае не стоит списывать в утиль.
– Студенты очень любят этот метод. Одну и ту же фразу произносим с разной интонацией, силой голоса. Сначала шепотом, затем погромче. И вот уже кричим, звук разносится в стенах университета. Студенты в восторге – попутно избавляются от эмоционального напряжения, а слова запоминаются автоматически.
Дарья Басова в университете
Третий год Дарья Васильевна Басова преподает в Пензенском государственном педагогическом университете свой любимый немецкий язык студентам иняза, для которых этот язык второй (а основной, например, английский). Абсолютно иной опыт преподавания, нежели в школе. Площадка для отработки методик. Здесь удается опробовать то, что потом применяется в среднем образовательном звене.
Любимый прием коллаборации Дарья Васильевна опробовала именно на студентах, а еще на преподавателях курса переподготовки учителей. Со студентами был снят фильм на немецком языке, учащиеся сами выбрали тему, написали сценарий. Получился триллер про студенческую жизнь, где раскрыты социальные моменты отношений, и все на немецком языке.
У преподавания в вузе много плюсов, прежде всего высокая мотивация. Студентов не надо уговаривать выучить урок, не приходится обращаться к родителям за помощью. Они знают чего хотят – знаний. Но и ответственность в вузе повышенная, спрос с преподавателя большой, значит, всегда нужно быть в тонусе и на пике новых тенденций.
Дарья Басова на уроке. Будущее
Сейчас Дарья Васильевна находится в декретном отпуске, ждет второго ребенка. Что дальше? Впереди у нее три года, которые будут посвящены прежде всего собственным детям, но не только. Многие женщины знают, как полезен бывает декретный отпуск для дальнейшего профессионального продвижения, потому что он дает возможность не в суете, не отвлекаясь на повседневную профессиональную занятость, увидеть перспективы, новые варианты развития своего дела.
Дарья Басова думает о том, что можно изменить в преподавании ради повышения эффективности. Среди задач – активно развивать собственный блог, отработать дополнительные онлайн-методики. Она считает откатом назад решение об исключении второго иностранного языка из базовой программы: «Иностранные языки всесторонне развивают личность. Чем больше языков знает человек, тем шире он мыслит, так как способен понимать самых разных людей, становится более толерантным, открытым. Великий Гете сказал: «Кто не знает иностранного языка, тот не знает и своего собственного».
Дарья Васильевна накопила огромное количество знаний о Германии, ее культуре, традициях. Прошлым летом должна была поехать на курсы в Германию, выиграла грант от Института Гете. Пандемия пока не позволила этому осуществиться. Значит, личная встреча со страной – носителем любимого языка у нее впереди.
И в завершение вопрос на засыпку:
– Что в работе учителя вы считаете приоритетным – дать знания или наладить отношения с ребенком?
– Мне кажется, это вещи одного порядка по важности. С одной стороны, ребенок не получит полный объем знаний от учителя, с которым ему неинтересно. С другой – ему не будет комфортно с педагогом, не способным дать нужные знания. Первое: очень важно установить контакт «ученик – учитель». Второе: очень важно доказать, что ты профессионал в своей области. Эта взаимосвязь и является ключиком к педагогическому успеху. А вообще, главное в труде педагога – это доброта. Мое убеждение: доброта и любовь к детям изменят мир. Если ребенок видит, что ты к нему относишься по-доброму, любишь таким, какой он есть, несмотря на иногда не выполненную домашку, искренне хочешь, чтобы он стал успешным, то он точно постарается твои учительские ожидания оправдать!
Марина РОМАНОВА, Пензенская область
Комментарии