36 школьников из всех округов столицы собрались в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына на Таганке, чтобы разыграть три путевки в «Артек» на V Всероссийский финал конкурса юных чтецов «Живая классика». Битва вышла жаркой: впервые в истории конкурса в нем смогли принять участие не только шестиклассники, но все желающие 10-16 лет.
Позади у каждого из них длинный путь. Прежде чем подняться на сцену Дома русского зарубежья, они участвовали и победили в школьном, а затем и в окружном этапе конкурса. А перед этим были долгие сомнения: какое произведение выбрать для выступления – отечественное или зарубежное, современное или классическое, проверенное временем? Чтобы на душу легло, стало своим, естественным продолжением ума и сердца, чтобы зазвучал отрывок так, будто рассказывает не о герое, порожденном фантазией автора, но о самом чтеце-исполнителе. Конечно, ребята вышли на эту непростую, полную приключений и неожиданностей дорогу не одни. С ними родители, учителя, библиотекари. Потому-то член жюри, детский писатель Юрий Нечипоренко говорит, что каждый номер – это результат кропотливой командной работы, и в первую очередь благодарит именно взрослых наставников, которые помогают своим детям не заблудиться в загадочном мире книг. Выбор «правильного» произведения, его осмысленное и вдумчивое прочтение, по мнению организаторов, куда важнее брызжущего через край артистизма. «Иногда поиск удачного конкурсного отрывка занимает месяцы, – рассказывает президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова. – Ведь чтобы найти свой, единственный, нужно прочитать не одну книгу. Поэтому мы всегда говорим: чем больше участник прочитал, тем больше шансов выбрать по-настоящему захватывающую вещь и с ней победить». Большую роль играет и оригинальность выбора. Отсюда еще один совет от устроителей – не идти проторенной тропинкой, выбирая пусть смешные и на первый взгляд выигрышные, но всем известные вещи. Увы, к этой рекомендации «тренеры» прислушиваются нечасто, и до сих пор рассказы Драгунского, Чехова и Тэффи по числу прочтений конкурентов не имеют. Хотя к чести московских конкурсантов нынешнего сезона нужно отметить, что в их репертуаре появились произведения авторов весьма неожиданных: Арсения Тарковского, например, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич и современной российской писательницы Мариам Петросян. В связи с увеличением возрастного порога зазвучали со сцены эпизоды из Достоевского и Толстого. А поэтому, возможно, в следующем году оргкомитету стоит подумать о разделении участников по возрастным номинациям, ведь объективно сравнить пятиклассника с очередным «Денискиным рассказом» с десятиклассником, читающим отрывок из романа «Идиот», практически невозможно.Участь жюри тут вообще незавидная. Потому что каждый участник – это целая вселенная, со своими интонациями, философией и внутренним свечением. Ну как прикажете их сопоставлять, эти вселенные?! Вот Даниил Попов, девятиклассник школы №1002 Западного округа. Его выбор – очерк о знаменитом булочнике Филиппове из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Читает так, что над залом, честное слово, начинает плыть аромат свежего, только из печи, хлеба, белых калачей и сдобных саек с изюмом. По словам Даниила, Гиляровского он нашел дома на полке – книгу когда-то подарили отцу. Прочитал на одном дыхании. И, решив участвовать в конкурсе, ни минуты не сомневался, что выбрать нужно зарисовку из старой московской жизни. Несмотря на очевидные способности, в актеры Даниил идти не собирается. Его мечта – работать на электростанции. И продолжать читать книги в свое удовольствие.Оканчивает девятый класс и Аня Филиппова из школы №1434 того же Западного округа. Будет поступать в колледж при ВГИКе, чтобы стать художником-аниматором. Роман «Дом, в котором…» Мариам Петросян прочитала минувшим летом и ничуть не жалеет, что, участвуя в «Живой классике», остановилась именно на нем: вдруг кому-то еще захочется ознакомиться с фантасмагорическим миром таинственного дома и его необычными обитателями. – Аня, а какую книгу из своих самых любимых вы бы посоветовали ровесникам? – Таких много! Мне нравится, как пишут Харуки Мураками, Рей Брэдбери, Горький. «Темные аллеи» Бунина могу перечитывать бесконечно.Один из самых запоминающихся номеров – «Артист» Михаила Зощенко в исполнении девятиклассника Ильи Нестерова из школы №626 имени Наталии Сац Юго-Западного округа. Илья и сам уже вполне профессиональный, сложившийся актер – планирует шлифовать свое мастерство в театральном колледже Олега Табакова. Правда, с дальнейшей карьерой пока не определился. Ему хочется стать одновременно и музыкантом, и драматическим артистом, а еще историком, недаром Илья занимается в школе юного историка при МГУ. Рассказ Зощенко выбрал, услышав, как читает его знаменитый Игорь Ильинский. А учитель русского языка и литературы Ирина Михайловна Шестакова помогла Илье создать собственный неповторимый образ. И Даниил, и Аня, и Илья, а также многие другие ребята с их грустными и смешными историями могли бы достойно представить столицу на всероссийском финале. Но в этот раз фортуна повернулась лицом к Карине Мануйловой (ЮЗАО), прочувствованно исполнившей отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина», к Алексею Лямину (СВАО), читавшему рассказ «Точильщик» Арсения Тарковского, и Даниилу Климову (ЮАО), выбравшему рассказ Михаила Зощенко «Качество продукции». Если в «Артеке» ребята покажут себя столь же блестяще, то выйдут в суперфинал «Живой классики», который в этом году пройдет в начале июня на Красной площади в рамках фестиваля «Книги России».Под занавес торжественной церемонии награждения победителей Марина Смирнова призвала участников не огорчаться, ведь у каждого из них есть еще один шанс все-таки оказаться в Крыму. На сайте конкурса проходит онлайн-голосование, и участник, набравший наибольшее количество зрительских «лайков», получит четвертую, дополнительную путевку на финал в «Артеке». Кроме того, на интернет-портале «Живой классики» можно общаться друг с другом, участвовать в образовательных вебинарах и всевозможных творческих конкурсах, слушать лекции и аудиокниги. Одним словом, тут можно жить и расти!
Комментарии