Их насильно разлучили 15 лет назад. Они жили порознь, с интересом наблюдая друг за другом. И наконец встретились. В феврале учителя года России и Республики Беларусь побратались в Минске. Хрустальному пеликану очень понравилось в гостях у Хрустального журавля.
Борьба с дефицитом… общения
В рамках Минской международной книжной ярмарки 9 февраля Клуб учителей года России совместно с издательством «Академкнига/учебник» при Российской академии наук провел «круглый стол» «Интерактивные средства обучения в рамках концепции «Перспективная начальная школа». Третье тысячелетие Россия и Беларусь встретили с одинаковыми социокультурными проблемами – информационный бум, дефицит общения, отсутствие базовых ценностей. Выход нашли ученые РАН и учителя-практики. Они создали комплект учебников нового поколения, в котором все лучшее от развивающих систем обучения и ценностей традиционной системы.
Чему учить и как воспитывать? Ответы на базовые вопросы педагогики наглядно проиллюстрировали участники конкурса «Учитель года России» разных лет.
Когда перед учителем экономики из Санкт-Петербурга Евгением ТРАВИНЫМ встает проблема поиска информации, он не испытывает трудностей, потому что знает, где и как искать. Именно этому он обучает на уроках старшеклассников.
Дефицит общения в постиндустриальном обществе привел к тому, что после школы ребенок обычно не умеет и не желает общаться, он все больше погружается в свой собственный иллюзорный мир. Именно с этой проблемой пытается справиться учитель психологии из Москвы Андрей МИЛЕХИН. «Сегодня я веду уроки психологии в старших классах, – рассказывает Андрей Викторович, – и вижу, что проблему дефицита общения нужно снимать в младшем школьном возрасте».
Но самое страшное сегодня – это отсутствие базовых ценностей, которые раньше передавались из поколения в поколение. Без качественного преподавания художественной литературы, музыки, живописи мы получаем бездуховного Ивана, не помнящего родства. Для Елены СМОЛИНОЙ, учителя музыки и директора московской школы №1923, страх перед подобными Иванами – повод еще и еще раз обращаться к классическим произведениям музыки, учить слушать и анализировать ее.
На кого похож кот?
– Простите, а кто из вас Чуракова? – поинтересовался любознательный мальчик из 4-го «Б» класса с ручкой и блокнотом в руке. – Я хочу взять автограф.
– После урока, хорошо? – улыбнулась ему Наталья Александровна.
Для 74-й школы Минска приезд учителей и автора учебников – событие года. А 4-му «Б» повезло вдвойне: три с половиной года они учились по книгам Чураковой, а теперь она сама проводит у них открытый урок! Анализ картины Павла Федотова «Сватовство майора» захватывает не только учеников. Взрослые, забывшись, пытаются подсказать, и кажется, что сейчас вместо Кристины к доске, на которой расположен постер, попросится классный руководитель, чтобы рассмотреть в лупу мельчайшие элементы и понять, о чем думает кот и на кого он похож?
Вслед за Натальей Чураковой мастер-классы и открытые уроки давали учителя года России. Для них подобный педагогический марафон не редкость. Наши «пеликаны» для Белоруссии, которая смотрит Российское телевидение, – почти знаменитости.
Вечером в гостинице Академии последипломного образования «хрустальные журавли» давали дружеский ужин в честь своих коллег из России. И показалось всем, будто и не было 15 лет жизни по разные стороны границы, потому что учителя во все времена стояли вне политики. Договориться о международном сотрудничестве оказалось очень просто. Устроители белорусского конкурса пригласили россиян к себе посмотреть на их опыт работы, а российский клуб предложил победителям белорусского конкурса поучаствовать в астраханском Всероссийском слете. Жаль, что проходить эти два мероприятия будут в одно и то же время – в апреле, но, с другой стороны, журавль и пеликан – птицы перелетные…
Комментарии